Круглый стол «Будущее российского кино – точки роста» прошел сегодня в Вологде на Форуме активных граждан «Сообщество».

Сегодня непростое, но очень интересное время для российского кино: с российского кинорынка ушли западные и американские фильмы, что создало огромный запрос на российское кинопроизводство, но с другой стороны обвалило кинопрокат. За последние два года в России закрылось порядка 200 кинотеатров, при этом доля закрытых залов в летний период в отдельные дни превышала 40%.

Замещать картины ушедших иностранных студий придется ускоренными темпами. Чтобы удовлетворить спрос зрителей и дать достаточную нагрузку на кинотеатры, необходимо снимать от 350 до 400 фильмов ежегодно.

Целью круглого стола было определить болевые точки российской киноиндустрии и понять точки роста.

Модераторами и инициаторами круглого стола выступили председатель Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации, народный артист России, композитор, профессор Московской консерватории Александр Чайковский и член Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации, Президент фонда «Живая классика», продюсер, сценарист Марина Смирнова.

В круглом столе приняли участие: советник генерального директора Российского союза правообладателей по правовым вопросам А. Савин; президент Гильдии кинодраматургов, заместитель председателя Союза кинематографистов России А. Алешковский; сценарист и преподаватель теории драматургии О. Сироткин; доктор искусствоведения, главный научный сотрудник кафедры кино и современного искусства факультета истории искусства РГГУ О. Калугина; режиссёр и продюсер документального кино и телевидения, импакт-продюсер Н. Тихонов-Рау; президент гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России Ф. Кудряшов; режиссёр из Якутии Д. Кольцов; заместитель Председателя Общественного совета при Минкультуры России Н. Абалихина; начальник Департамента культуры Вологодской области В. Осиповский; советник генерального директора по устойчивому развитию компании Северсталь З. Азаров; продюсер кинофестиваля VOICES И. Ракитин и другие.

На круглом столе обсуждалось несколько тем: вопросы авторского права и выплаты авторского вознаграждения, вопросы дистрибуции и развития регионального кино.

Участники круглого стола выделили ряд проблем, связанных с профессией сценариста. президент Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов России Алексей Алешковский отметил, что как это ни абсурдно, но профессии сценарист вообще нет в Общероссийском классификаторе профессий. Другой проблемой сценаристов и режиссёров является то, что хотя по закону авторами аудиовизуальных произведений являются сценаристы, режиссёры и композиторы, дополнительные авторские отчисления (роялти) получают из них вследствие юридического казуса только композиторы. В этом вопросе необходимо законодательное изменение.

Сценарист Олег Сироткин отметил, что скоро кинопроизводство столкнется с проблемой искусственного интеллекта и нейросетей и об этом стоит подумать заранее.

Генеральный директор Российского союза правообладателей по правовым вопросам А. Савин призвал сценаристов заключать договора с Российским союзом правообладателей, чтобы отслеживать свои поступления, а также рассказал о том, что, чтобы защитить идею сценария, необходимо превратить идею в материальный объект – например, оформить в виде синопсиса и отправить себе по почте, однако полностью проблему плагиата это не решает.

Сегодня часто российские продюсеры зарабатывают не на прокате, а на производстве, об этом свидетельствую цифры Минкультуры России: в прошлом году государство выделило 14 млрд на производство фильмов, в прокате было собрано 12 млрд. На средства Минкультуры в прошлом году было снято 406 фильмов, в прокат вышло 111. В связи с этим А. Алешковский отметил важность авторского надзора Министерства культуры за производством фильмов, получивших господдержку. Президент гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Союза кинематографистов России Ф.Кудряшов рассказал о том, что итоговый вариант фильма в Минкульте никто не отсматривает, и предложил создать Комиссию по отсмотру фильмов, которая наделяла бы лучшие фильмы статусом социально значимых, которым даётся поддержка в прокате.

Режиссер и продюсер Никита Тихонов-Рау предложил оценивать социальные эффекты от контента и отметил, что сейчас критериями эффективности являются охваты аудитории, статистика сборов ЕАИС, оценка художественной ценности (призы на кинофестивалях). Н. Тихонов-Рау предложил до конца 2023 года создать рабочую группу, включающую представителей Министерства культуры РФ, Фонда Кино, Президентского фонда культурных Инициатив, АНО «ИРИ», Государственной Думы и Совета Федерации, представителей медиа- и киноиндустрии, НКО и других заинтересованных сторон в целях выработки общих подходов к решению проблемы ценностного воздействия киноконтента на аудиторию и его социальных эффектов.

Председатель Общественного совета при Министерстве культуры Российской Федерации Александр Чайковский предложил создать комиссию по отсмотру фильмов на базе Общественного совета.

Участники круглого стола отметили, что сегодня кино – это не слишком значимая для нашей страны отрасль, кино не воспринимается как серьёзным бизнес. У нас есть градообразующие заводы, но нет градообразующих киностудий. В этой связи обсудили феномен якутского кино.

Режиссёр якутского кино Дмитрий Кольцов выделил несколько предпосылок для успеха регионального кино на опыте Якутии: региональное кино востребовано на родном для населении региона языке (например, якутский) с местными героями и региональными особенностями, максимальной оптимизацией бюджетов (малобюджетное кино) и поддержкой региональных кинотеатров.

Участники дискуссии, представители вологодской киноиндустрии отметили, что прокат в региональных кинотеатрах серьезно упростился бы, если бы региональные департаменты культуры смогли выдавать прокатные удостоверения для регионального проката. Такая мера помогла бы и кинотеатрам заполнить сетку проката.

Начальник Департамента культуры Вологодской области Владимир Осиповский рассказал о деятельности по воссозданию кинозалов в отдалённых от столицы населённых пунктах.

Советник генерального директора по устойчивому развитию компании «Северсталь» Захар Азаров отметил, что благодаря сотрудничеству «Северстали» и фестиваля VOICES жители и гости Вологды и Череповца уже 10 лет наслаждаются творчеством молодых мировых и российских режиссеров и деятелей кинематографического искусства. Все, что происходит в рамках фестивальной жизни, несет огромный вклад в развитие культуры и туристической привлекательности Вологодской области, а также несомненно развивает всю российскую киноидустрию.

Президент Гильдии кинодраматургов Союза кинематографистов России Алексей Алешковский завершил дискуссию мыслью о том, что нужно развивать систему тематических конкурсов историй для поиска сценарного материала в реальной жизни, и сценарных акселераторов – как института наставничества, позволяющего развивать короткометражное игровое кинопроизводство в регионах.

Член Общественного совета при Минкульте, Президент фонда «Живая классика», продюсер, сценарист Марина Смирнова отметила, что на основе круглого стола в органы госвласти будут направлены запросы и рекомендации, а все тезисы круглого стола будут подробно проработаны, а также то, что этот круглый стол – первое мероприятие Комиссии по кинематографии и анимации при Минкультуры России и он открывает серию больших профессиональных обсуждений в сфере российского кинематографа.

Теги: департамент культуры
Зураб Бермузов, медиашкола НКО, Москва

Новости по теме