Ангелы, деревня, неординарная Вологда в цвете триколора и индустриальная любовь – все это можно найти на одной лишь выставке известных художников Тамары и Полины Рыбаковых. Экспозиция «Воск и не только», работающая в Центре ремесел, раскрывает магию горячего батика и погружает в философию жизни двух поколений художников. Идейным вдохновителем выставки стала Полина Рыбакова, именно она придумала две основные направляющие и подобрала все необходимое, чтобы экспозиция зазвучала своими красками и историями, связанными с ней и ее семьей.

Сюрприз для мамы

Для Тамары Петровны Рыбаковой наполнение экспозиции стало приятным сюрпризом, ведь до самого открытия выставки дочь держала в секрете, какие ее работы выбрала. Творчество обеих Рыбаковых часто представляют на различных зональных и региональных выставках Союза художников России, но такая семейная экспозиция дочери и матери у них случилась впервые. «Мне очень хотелось дополнить свои работы мамиными, чтобы получился рассказ о нас, о том, что у нас общего и что нас объединяет. Иногда на выставках я слышу от коллег, что наши работы слишком похожи, и меня это удивляет. А как мы можем быть не похожи, если мы мать и дочь. Я очень многое переняла у мамы, особенно в технике горячего батика, именно поэтому взяла для выставки ее замечательные работы 80-х годов. Удивительные, почти сказочные вологодские домики с дымом из печек, именно по этим маминым работам я сама училась. Мы используем одни и те же приемы, хотя у нее образы более лиричные. Я надеюсь, мне удалось порадовать маму этой выставкой, она действительно получилась очень трогательной и душевной», – рассказала Полина Рыбакова.

В экспозиции две основные темы: в первом зале размещены работы, рассказывающие о любимых местах и источниках вдохновения семьи Рыбаковых, во втором можно увидеть батик на совершенно новую для Полины тему – индустриальную.

В гости к Рыбаковым

В первом зале посетители погружаются в атмосферу семьи Рыбаковых. Художники буквально приглашают к себе в гости, показывая самые любимые их сердцу места – дом, где они собираются летом на Кубене, деревенские виды, которые дарят им вдохновение. Здесь и храм, реставрацией которого занимались Рыбаковы, и уютные домики, написанные еще в 80-х годах Тамарой Петровной, когда ей хотелось показать красоту Вологды, так тепло и радушно ее принявшую в далеком 1969 году. Центральный экспонат этого камерного зала – панно «Хранители сна» Полины Рыбаковой, состоящее из миниатюр в технике горячего батика с расписными ангелами-хранителями, которые освещают свечкой мир художников, раскрашивая его в разные краски. Образ ангела очень символичен для Рыбаковых, в собрании Вологодской картинной галереи есть масштабное панно «Ангел Вологды» Тамары Петровны, его можно отыскать и в других работах художниц. «Для меня он ассоциируется с чем-то родным. У каждого есть какие-то моменты переживания за будущее, но вот ты нарисовал ангела с лавровой ветвью или свечой в руке — такой символ победы, справедливости, и появляется спокойствие. Изначально я просто делала их как подарки, но каждый, несмотря на свою похожесть, индивидуален, у каждого свой орнамент. Стремление что-то украсить есть у любого человека, я увлеклась орнаментами на основе «русского стиля», меня вдохновили мастера абрамцевского кружка – Поленовы, Врубель, иллюстрации Васнецова. Поиск цвета, колорита, орнаментов, моя любовь к керамике, – все это вылилось в такие миниатюры», поделилась Полина Рыбакова.

Праздничная Вологда

Один из главных образов для семьи Рыбаковых – Вологда. Полина Рыбакова видит свой родной город, ставший оберегом для ее семьи, в ярких тонах – красном, белом и синем, и в народном стиле. Именно таким город предстает в ее серии «Вологда праздничная» - визитной карточке Полины Александровны. Идея ее родилась и воплотилась в 2015-2016 годах, с этими работами Полина Рыбакова вступила в Союз художников России. На выставке представлены пять батиков из серии, в каждом из которых ощущается видение автора: красная, красивая, пряничная – Вологда со своим колоритом и атмосферой.

«Для любого художника очень важна тема создания образа родного города, у меня он возник не сразу. Когда у меня родилась старшая дочка, я много гуляла в центре и по набережной с коляской тихими зимними вечерами, вдохновлялась красивыми подсвеченными на темном фоне храмами. Я поняла, что влюблена именно в ночную Вологду так возник глубокий синий цвет фона, отметила Полина. Во-вторых, наш город очень традиционный, и здесь мне на помощь пришли издания по народному искусству, экспозиции музеев с народным творчеством, книги папиных учителей (отец Полины – известный художник-реставратор Александр Рыбаков – прим.ред.), среди которых Ирина Яковлевна Богусловская. Вышивка и ткачество стали для меня такими отправными точками в создании орнамента, ритма этой серии, и выборе основных цветов красного и белого. Первыми появились работы с рыбами, здесь хотелось обыграть фамилию и показать свою принадлежность к Вологде. Потом храмы Софийский собор с куполами-маячками, такая важная константа нашего города. И, конечно, это церковь Ильи Пророка и Варлаама Хутынского, наши любимые, семейные – для нас, реставраторов, это знаковое место. Здесь с 80-х годов находятся Реставрационные мастерские центра И.Э. Грабаря. В этих работах есть столько всего и женские образы, и вологодские традиции, и современность через отсыл к Малевичу. Это мое выражение любви к Вологде, еще мне очень важно, что эта серия нравится моим родителям».

Любовь на лесопилке

Индустриальная тема в творчество Полины Рыбаковой буквально ворвалась этим летом. Она вместе с командой художников-единомышленников стала участником пятого сезона Всероссийского фестиваля «Время, вперед!» и побывала на деревообрабатывающем комбинате в Соколе. Благодаря такому творческому порыву появились работы новой тематики индустриальной.

Они представлены во второй части экспозиции. Центральный сюжет этого зала в бирюзово-лимонных тонах – триптих «Сокольский ДОК. Цех CLT», где колорит подчеркивает динамику и энергетику жизни этого цеха. «Меня вдохновила здесь идея созидательного труда. Я увидела оборудование бесподобных оттенков лимонный, бирюзовый, изумрудный, серый. Меня привлек этот ритм, движение, даже здесь я увидела свой орнамент. Я не могла пройти мимо, и перенесла все это в батик. А вокруг самого цеха летали чайки, мы приехали туда в начале июня, и я приметила пару чаек, летающих достаточно близко, живущих здесь, на ДОКе. И они облюбовали эту местность, и даже узнавали работников. Эта тема меня покорила: невероятная сила природы, которая, несмотря такие индустриальные вторжения техники и человека, берет своё. Мне показалось это еще и очень романтично, поэтому чайки стали героями двух батиков «Любовь на лесопилке» в контрастной цветовой гамме розовой и изумрудной», – поделилась впечатлениями о поездке художница.


Выставка «Воск и не только» Полины и Тамары Рыбаковых будет работать до 12 ноября в Центре ремесел (Вологда, ул. Благовещенская, 20), вход по билету. По субботам в 11 и 14 часов можно попасть на экскурсию с автором Полиной Рыбаковой. Запись на экскурсию в группе Центра ремесел.

0+




Теги: выставка, центр ремесел, полина рыбакова, батик, Вологда, Тамара Рыбакова, семья
Ирина Сорокина

Новости по теме