Жена писателя – всегда статус. Тем более если это не просто жена, а верный соратник, советчик, опора, тыл, равновеликий собеседник. Такими женами могут похвастаться далеко не все русские литераторы. А Василий Иванович Белов – мог.

Более полувека прожили в браке писатель Василий Белов и педагог Ольга Белова. То, что супруга одного из самых известных авторов «деревенской прозы» преподавала в школе литературу, само по себе факт примечательный.

Пять лет в деревенской, а затем 27 лет в престижной городской школе №2 в Вологде она работала учителем, ведя с учениками серьезные разговоры о классических произведениях русской литературы. Она служила своему делу 32 года и ровно столько же служит уже литературе в целом и делу своего мужа-писателя, выйдя на пенсию.

Сама Ольга Сергеевна – тоже из семьи учителей и даже своим именем обязана этому: любимую героиню ее мамы, учителя-словесника Марии Васильевны звали Ольга Сергеевна Ильинская – возлюбленная главного героя из романа Гончарова «Обломов».

В Год педагога и наставника Ольга Сергеевна Белова дала cultinfo.ru интервью о своей учительской судьбе для проекта «Беловский круг».

С чего начался ваш учительский путь?

После школы я прошла по конкурсу в Вологодский пединститут, успешно сдав все экзамены. Диплом не стыдно показать: все дисциплины и экзамены по литературе у меня были на отлично. В 1958 году я вышла замуж (это было 5 февраля), окончила институт и затем пришла работать в грязовецкую школу.

В те годы девушки, которые заканчивали вуз и были уже замужем, должны были ехать за мужем. Там они и начинали работать. У Василия Ивановича не было высшего образования, он уже работал в грязовецкой газете, поэтому меня не отпустили к нему в Грязовец. На комиссии сказали: «У него нет высшего. Пусть едет вместе с вами в новую Юровскую школу (под Грязовцем). Вы будете работать учителем, а он пусть ходит по дворам, беседует с трактористами и доярками, пишет статьи в газету». Потом, думаю, было стыдно этому товарищу из комиссии, что он так сказал...

Мама не хотела отпускать меня в Юровскую. Она похлопотала, и я осталась в своей деревне – Погиблово, где папа вел историю, а мама – литературу и была директором. Я тоже стала преподавать литературу, русский язык и немецкий.

Василий Иванович Белов и Ольга Сергеевна Белова в первые годы супружеской жизни. 1962 год. Вологодская обл., г. Грязовец. Фото из фондов Музея-квартиры В.И. Белова Ольга Сергеевна Белова с дочерью Аней. 1972 год. Вологодская обл., г. Вологда.  Фото из фондов Музея-квартиры В.И. Белова Василий Белов и Ольга Белова в первые годы супружеской жизни. 1962 год, г. Вологда.  Фото из фондов Музея-квартиры В.И. Белова Писатель Василий Белов с супругой и дочерью Анной, Вологда, 1974 г. Фото из фондов Музея-квартиры В.И. Белова Василий Белов и Ольга Белова на пароходе. 1967 год. Вологодская обл. На оборотной стороне комментарий к изображению: «На пароходе (по Сухоне)». Фото из фондов Музея-квартиры В.И. Белова Ольга Сергеевна Белова возле дома в г. Грязовец. 1962 год. Вологодская обл., г. Грязовец. Фото из фондов Музея-квартиры В. И. Белова Писатель Василий Иванович Белов с супругой Ольгой Сергеевной Беловой в Париже, 1975 г. Фото из фондов Музея-квартиры В.И. Белова

Это были самые счастливые годы моей жизни – первые годы замужества. Я была молодой и вдохновленной учительницей. Жила у родителей, мне было хорошо. Близкие рядом, чудное здание Погибловской школы. Раньше оно принадлежало петербургскому купцу Золотцеву. Когда мы с Василием Ивановичем позже ездили во Франции по реке Луаре, видели похожие здания. Видимо, и это было построено по проекту французского архитектора. В интерьере – ангелочки с позолотой, дубовые двери, террасы с цветными витражами, библиотека со старинными книгами... Бесконечные синие дали и холмы, а вдали была видна усадьба Брянчаниновых – в те годы там был санаторий для туберкулезных больных. Красота необыкновенная. Я преподавала литературу, много читала. Вдохнула тогда тургеневской России. Это вошло в душу…

Мамочка меня отпускала в дни каникул в Москву. Василий Иванович учился в Литературном институте, жил один в комнате в общежитии. Было очень интересно приезжать к нему, помогать, видеть, в какой среде вращается.

Потом мама вышла на пенсию, купила домик в само́м Грязовце. После Петербурга, где она родилась в 1906-м и жила до переезда с родителями в Грязовец, она так и не смогла привыкнуть к деревенской жизни. Хотя здесь моя бабушка (ее мать) вырастила четверых детей после смерти деда. К слову, все они стали учителями… Живя в деревне, она считала себя в ссылке. Мы с отцом еще годик поработали вместе, а потом он переехал к ней и стал преподавать историю в техникуме механизации, а я начала искать новое место.

В Грязовце было сложно трудоустроиться. Было много выпускников-учителей. Но опять помогли связи мамы и отца: я выбралась из Погиблово, нашлась работа учителя немецкого языка. И целый год я проработала в Грязовце.

Я не разговаривала на немецком, но хорошо читала, знала грамматику и понимала тексты. Однажды пришла на открытый урок дама, главный методист области, которая бывала за границей. Очень меня хвалила.

А потом вы перебрались в Вологду…

В 1964-м Василий Иванович окончил институт. Сергей Васильевич Викулов его позвал в Москву в литературную газету. Но сказали: квартиры пока нет, живите частным образом. Мы не решились. Тогда Викулов его позвал в Вологду укреплять писательскую организацию, помог получить квартиру. В одно время он пригласил Ольгу Фокину и Белова.

А как вы попали в общеобразовательную школу №2, имевшую уже тогда громкую и добрую славу? Известно, что в 1960-е молодому специалисту устроиться в городскую школу было не так просто, а тем более в такую…

Жена Викулова, Галина Васильевна, работала тогда в школе №2 – это была ещё восьмилетняя школа. Она решила временно отдохнуть, и меня взяли на её место. Директор ко мне сначала настороженно отнеслась, потому что узнала, что я немецкий преподавала. Но мне дали вести литературу в 7-8 классах, и началась школьная жизнь…. Школа хорошая. Славилась. Примечательно: в ней работали три жены вологодских писателей – Викулова, Романова и я. Но с Викуловой я уже не работала.

Анастасия Александровна Романова была хорошим литератором с правильной и красивой речью, добрым педагогом. Она преподавала в средних и старших классах, я больше любила старшеклассников. Очень обрадовалась, когда школа стала полной средней и мне дали старшие классы.

Вас в городе знают многие учителя, у вас много учеников. Когда пришло профессиональное признание?

Меня прежде всего город признал. На уроки приходила из института Тамара Алексеевна Беседина. Она приводила студентов, расхвалила мои уроки. Потом я стала выступать с докладами, читала лекции перед городскими и областными учителями, творчески относилась к профессии, всегда проводила открытые уроки… Сколько я уроков провела! Не боялась аудитории. В городе меня знали. А когда ввели должность учителя-методиста, я им стала. И зарплата там уже была повышенная. По сути, была наставником для других учителей.

Какой у вас учительский стаж?

Общий – 32 года, 27 лет я посвятила городской школе №2, остальные – грязовецким школам. Я любила свою профессию. Учитель литературы как режиссер, каждый раз надо давать материал по-новому, преподносить необычно.

Вспоминается, как вскоре после рождения Анны меня попросили выйти на работу. Тогда в школу пришел на мое место новый учитель, умный, интеллигентный, а на уроке его довела бойкая и умная Майя Бабичева. Дети были любознательные, пытливые, находчивые. А мне нравилось такое общение со взрослыми ребятами, я легко находила с ними общий язык.

Газетная вырезка с фотографией Ольги Беловой и ее учеников Обложка книги «Вологодская областная картинная галерея. Владимир Валентинович Воропанов» с воспоминаниями Владимира Воропанова

Кого из своих учеников вы помните, с кем продолжаете общаться?

Мой любимый ученик – Владимир Воропанов. Стал искусствоведом, заслуженным работником культуры РФ, много лет возглавлял Вологодскую картинную галерею. В книге «Вологодская областная картинная галерея. Владимир Валентинович Воропанов» (Вологда, 2021) есть его воспоминания, он написал и обо мне. В школе хорошо отвечал на открытых уроках, писал сочинения, конечно, был наделен талантом. В конце 1960-х у меня училась Мария Жеребцова, позже она стала Асафовой – женой художника Генриха Алексеевича. Не так долго училась, но я ее хорошо помню. Училась дочь известного литературоведа Юлии Викторовны Бабичевой – Майя. Она сейчас сотрудник Российской государственной библиотеки.

Вам довелось даже побыть репетитором Михаила Яшина – младшего сына писателя Александра Яшина. Он учился в московской школе, был тогда уже талантливым начинающим музыкантом. Что за история?

Это был конец 1960-х. Я собралась в Болгарию. Поехала первый раз за границу – одна: Василий Иванович должен был ехать с писателями в Польшу. В Москве я зашла к Яшиным. Мы у них часто останавливались, ночевали в доме, который был недалеко от Третьяковки.

Миша готовился к экзаменам в консерваторию. Злата Константиновна попросила меня помочь. Мы долго сидели с ним, вспоминали произведения по литературе... Меня тогда удивило, что он не помнил, что такое управление, согласование и примыкание. Он поступил. Злата Константиновна потом меня очень благодарила. Миша стал музыкантом, женился, уехал во Францию.

О вас писали журналисты, а сами ученики писали?

Да. В десятом классе ученица Лена Зайцева про меня написала заметку, и её опубликовали в газете «Вологодский комсомолец». Я эту вырезку привезла в Вологду, отдам в школьный музей. Елена училась в петербургском университете, стала журналистом, вышла там замуж…

А кого вы считаете своим наставником?

В Вологодском педагогическом институте, где я училась, преподавание было на очень высоком уровне. Мои подруги заканчивали вузы в Москве – и я увидела, что уровень у меня был ничуть не ниже.

Прекрасные воспоминания сохранились об Олеге Владимировиче Шайтанове. В институте он был как Зевс-громовержец: говорил очень выразительно, завораживающе, умно. Его очень уважали.

Виктор Васильевич Гура хорошо читал советскую литературу, а еще вел творческий кружок. Я тогда писала стихи и ходила на него. С удовольствием вспоминаю его занятия.

Теорию литературы – вроде бы скучный предмет – вел Геннадий Иванович Лебедев, глубоко и интересно. Мне очень это помогло в будущем.

Классическую литературу XIX века вела Тамара Алексеевна Беседина. Я и лекции ее помню – вот как вела! Особенно запомнилось, как проходили «Анну Каренину». Позже она приходила со студентами на мои уроки в школу… Хорошие были у меня наставники. Я так им всем благодарна!

Ольга Сергеевна Белова на вечере воспоминаний о Василии Белове в Музее-квартире писателя», Вологда, октябрь 2019 года Ольга Белова, Ольга Фокина, Анна Белова, 22 октября 2019 г. Вечер воспоминаний о Василии Белове в Музее-квартире писателя», Вологда, октябрь 2019 года О.С. Белова, В.И. Лихоносов, журналист Д.Г. Шеваров на презентации издания «Собрание сочинений В.И. Белова в 7 томах». 2012 год, Москва. Фото А.А. Колосова Ольга Сергеевна Белова на встрече в музее-квартире В.И. Белова, Вологда, 13.06.2019 г. Фото Л.В. Старикова Ольга Сергеевна Белова на открытии Беловских чтений – 2023 у памятника Василию Ивановичу Ольга Сергеевна Белова на Беловских чтениях

Вы неоднократно говорили о том, что интересовались судьбой и поэзией Батюшкова. И даже отдельные события нашего города – открытие памятника поэту, создание первого музея Батюшкова – были связаны с какими-то вашими историями, в том числе школьными…

Я была влюблена в поэзию Константина Батюшкова, его любил и мой преподаватель Виктор Гура, статьи у него хорошие. Он соединял утонченную европейскую культуру с русским размахом, русской глубиной и душевностью.

В школе я вела литературный кружок, факультатив, с ребятами мы работали в архиве, выясняли, где все-таки жил Батюшков, беседовали с краеведами, в кабинете литературы даже сделали уголок – своеобразный музей. Там размещали лучшие ученические работы о поэте, рисунки, стихи Батюшкова. Учителя приходили ко мне на открытые уроки по творчеству поэта. Мои дети даже выходили на улицу и спрашивали прохожих: кто такой Батюшков? Опрос проводили. В выпускном классе однажды десятиклассники сказали: «А пойдемте пешком до могилы Батюшкова!» Это меня осчастливило: важен был вот этот порыв, значит, всё не зря. Василий Иванович, видя моё глубокое погружение в жизнь и творчество Константина Николаевича, даже как-то сказал, что ревнует меня к нему (улыбается).

Про музей Батюшкова. Мы часто встречались с очень хорошим чиновником – Виктором Алексеевичем Грибановым. Он был большой фигурой в области, много сделалдля культуры города, когда был председателем Вологодского облисполкома[1]. У него была богатейшая библиотека. Он дружил с моим мужем, любил вообще писателей, мы часто ходили к нему в гости. Я ему много рассказывала про Батюшкова, про наши школьные исследования. А потом через какое-то время в городе и музей появился.

Дальше детали… Меня послали в Калининград на всесоюзные педагогические чтения. Со мной поехал и Василий Иванович, только он сказал, чтоб я не говорила, что он со мной приехал. А там вдруг меня объявляют и говорят, что с докладом приехала из Вологды Ольга Сергеевна, она еще и жена Василия Ивановича Белова. Все тогда стали просить рассказать про мужа, а не про Батюшкова. Но я все равно прочитала доклад. И немного рассказала о Васе. Это были 1980-е годы, расцвет его творчества. Потом Вася попросил почитать мой доклад и тоже увлекся этой темой… Когда Слава Клыков (автор скульптурной композиции с Батюшковым на Соборной горке в Вологде – прим.ред.) приехал к нам, он ему подал идею памятника: «три войны, все на коне…» (писал Батюшков Жуковскому в 1817 году). И это воплотилось в скульптурном образе. Когда я мимо памятника прохожу, вспоминаю об этом.

Со школьниками я часто проводила занятия в музее, ходила к памятнику, рассказывала ребятам о жизни, творчестве поэта, о скульпторе и истории памятника.

Вы считаете себя наставником? Если да, то для кого?

Я прежде всего наставник для моих детей, моих учеников, которых за столько лет выпустила немало «в большую жизнь». Я старалась быть не просто учителем – делать больше, расширять их кругозор, образовывать и развивать их. Многое, я считаю, удалось. Я приглашала в школу на встречи знаменитых писателей, режиссеров, художников, искусствоведов. На эти встречи в качестве приглашенного гостя приходил и Василий Иванович. А он был, конечно, больше наставником для начинающих писателей. Он много с ними работал, был строгий. От него трудно было получить рекомендацию, но получали. Поэтому наставничество, конечно, в нашей жизни занимало значительное место.

[1]Участник ВОВ, Герой Социалистического труда, в разные годы занимал должности первого секретаря Вологодского райкома КПСС, заместителя председателя Вологодского облисполкома, председателя Вологодского областного исполкома Совета народных депутатов.

Теги: беловский круг, Ольга Белова, музей-квартира Василия Белова
Эльвира Трикоз

Новости по теме