Накануне новогодних праздников иногда полезно перестать суетиться, остановиться и поразмыслить. Именно это предлагает творческое трио заслуженного артиста РФ Владимира Даценко, артистки Ларисы Кочневой и режиссера Андрея Камендова. В каминном зале Вологодского Дома актера они представили еще одну декабрьскую премьеру – спектакль «Скрипка Ротшильда» по одноименному рассказу Чехова.

«Какой артист не мечтает сыграть Чехова? Его произведения не назидательны, он не дает рецептов, что такое хорошо и что такое плохо, именно поэтому в его материалах так интересно разбираться и находить что-то новое для себя, – отметил инициатор постановки, заслуженный артист России Владимир Даценко. – Рассказ «Скрипка Ротшильда» очень поэтичный. Антон Павлович написал его в 1894 году – в следующем году этому произведению исполнится 130 лет. Оно непростое для театральной интерпретации, и его не так часто ставят, но мы хотели показать именно такого Чехова. Мой герой Яков – это работа на преодоление себя: я совсем не похож не него. В финале истории у него происходит переосмысление всей прожитой жизни, и именно это рождает пронзительную мелодию на скрипке».

В камерной атмосфере каминного зала эта история о нерадушном гробовщике приобретает какую-то волшебную окраску. Она не кажется суровой, а превращается в добрую сказку, в которую зритель по-настоящему верит. В маленьком городке – все на виду, каждый житель. В каждом домике-фонарике по вечерам зажигается свет. В одном из них живет скупой на деньги и чувства гробовщик, который всю свою жизнь считал убытки, не замечая окружающего его мира, а самое главное – родного человека рядом. За его историей наблюдают два ангела-рассказчика. Они не дают оценку его поступкам, просто созерцают, ненавязчиво помогая стать лучше и чище. И зрители постепенно начинают смотреть совсем по-другому на этого сурового старика: ведь на самом деле он не всегда был таким и всему есть своя причина. В противовес ему другие персонажи этой истории – молчаливая, терпеливая супруга Марфа, боящийся всего и всех еврей-музыкант Ротшильд.

«Чехов пишет очень скупо, у него почти нет характеристик персонажа. Он, как гениальный фотограф, фиксирует что-то самое важное. При этом разбросанные по рассказу детали, даже не относящиеся вроде напрямую к героям, создают целый калейдоскоп чувств и впечатлений. В этом произведении такие парадоксы: «маленький, хуже деревни, городок», или «прочные гробы» (зачем гробу быть прочным ?). Все это прямо заставляет поёживаться и искать, что же дальше, что тут на самом деле происходит. Мы создали такой образ города, сделав его прямо совсем маленьким, именно поэтому у нас крошечные домики, все они подвешены как птичьи кормушки, и все у нас такое игрушечное. Это маленькая галактика внутри пустоты», – рассказал режиссер Андрей Камендов.

Камерность обстановки, уютные светлые декорации, игра теней и света, душевный разговор со зрителем глаза в глаза создают очень тонкую, сказочную атмосферу спектакля. Свой контекст задает и музыка, очень умело подобранная под разные эпизоды. Лейтмотив – мелодии Баха, а основные темы в спектакле задают Леонид Десятников, Валентин Сильвесторов, Мирослав Скорик и другие. В этой истории играют не только актеры, но и куклы, большую часть из которых сделали сами создатели спектакля. Для актрисы Вологодского театра юного зрителя Ларисы Кочневой это первый опыт работы с кукольными персонажами, здесь во многом ее проводником стал Владимир Даценко, который уже более 40 лет служит в областном театре кукол «Теремок».

«Было очень интересно работать с куклами, освоить технику движений. Действительно, у каждой из них свой характер, и мне даже казалось, что в процессе репетиций моя Марфа менялась, – поделилась Лариса Кочнева. – Когда мне предложили поработать в этом проекте, я, честно, недоумевала, как можно такой литературный текст с одним героем и большим объемом описаний превратить в спектакль. Режиссер Андрей Камендов предложил такую историю с куклами, а мы с Владимиром Даценко выступаем наблюдателями – ангелами, которые прилетели в этот городок и стали свидетелями этой жизненной драмы. Таким образом, у нас получилось два пласта – это кукольная история, где раскрывается вздорный злобный характер Якова, и ангелы, которые удивляются, почему так происходит. Они не осуждают, но пытаются понять, что с ним происходит, почему он так себя ведет, отчего так случилось. Мы вместе с Чеховым не даем оценки герою, а пытаемся “исследовать” его – и вместе с тем себя».

Если вы готовы к такому исследованию, то следующий показ спектакля «Скрипка Ротшильда» в Доме актера состоится 12 января 2024 года в 19.30.

16+

Теги: Чехов, Дом актера, театр, спектакль, премьера, Андрей Камендов, Владимир Даценко, лариса кочнева
Ирина Сорокина

Новости по теме