Пообщаться с артистами в неформальной обстановке – мечта каждого зрителя, и теперь у вологжан появилась такая возможность. И не просто пообщаться, а сыграть в одну из самых любимых настольных игр нескольких поколений – лото. В Вологодском театре кукол «Теремок» состоялась премьера иммерсивного спектакля «Мама мыла раму». 

Артисты спустились со сцены в фойе театра, чтобы не просто сыграть спектакль, а пообщаться со зрителем, глядя ему в глаза. Приглушенный свет, пять столиков, карточки, мешочек с бочонками и хорошая компания – все как в детстве. Такая располагающая, почти домашняя обстановка способствует отличной беседе и пробуждает воспоминания. Можно сесть за любой из четырех столиков и оказаться в компании кого-то из артистов: Наталья Васильева, Ольга Ледкова, Антон Диев, Андрей Васильев, Михаил Родин, Рамиль Сагитов приготовили не только все атрибуты для игры, но и свои истории. За каждым столиком идет своя игра и свой разговор, причем всегда он будет разным, поэтому приходить на спектакль можно (и нужно) не один раз.

В этом лото бочонкам с цифрами, которые вытаскивают артисты и зрители попеременно, соответствуют фразы из стихотворения современного автора Льва Рубинштейна «Мама мыла раму». Оно написано в «коронном» для Льва Семеновича жанре – на карточках. На каждой из них под номером от 1 до 83 можно прочитать какое-то детское воспоминание автора: 1 – Мама мыла раму, 2 – Папа купил телевизор. 3 – Дул ветер. И так далее. Каждая такая фраза вызывает какие-то ассоциации или воспоминания, а участники игры могут поделиться ими с теми, кто собрался за одним столом. Кто-то готов сразу рассказывать свои детские истории про телевизор, «Букварь», бабушку, товарища, сломавшего ногу, а кто-то слушает, ностальгирует и уже потом включается в разговор. Актер, руководящий игрой, самым первым откликается на карточку, и зритель в процессе игры может не только раскрыться сам, но и узнать много нового о любимом артисте. Так, например, на премьере иммерсивного спектакля Ольга Ледкова вспоминала о казусах во время гастролей в Китае, а Антон Диев рассказывал о своем знакомстве с будущей супругой. 

Таких историй, которые раскрывают артиста как человека, а не героя на сцене, за каждым столиком будет немало. У автора всего 83 карточки, а если за каким-то из столов выпадает число от 84 до 90, то все обращаются к центральному столику. Здесь всего два игрока — самый опытный актер театра Владимир Даценко и самая юная актриса Виктория Рязанова. В эти моменты можно «подслушать» их игру – на каждый номерок у них тоже своя история, а в их беседе можно проследить преемственность поколений. И конечно, есть за каждым столом и победитель – у кого раньше всех закроются все числа в одной строке. Завершается игра за каждым столом прочтением истории, которая получилась благодаря числам в этой строчке. 

Одним из первых в лото с актерами вологодского «Теремка» сыграл сам автор произведения – поэт Лев Рубинштейн. Он приехал в Вологду специально на премьеру и поделился своими историями, которые вдохновили его на этот текст: «Мне как автору непросто, но в тоже время интересно воспринимать такую неординарную интерпретацию моего произведения. Отраден сам факт, что кто-то заинтересовался моим текстом и решил что-то из этого сделать. Было непривычно, потому что фрагменты, которые у меня расположены в строгом порядке, в спектакле используются в разнобой по принципу лото. Но это ощущение возникло только на первых порах, а потом я понял, что и так можно. Автор, по сути, не является хозяином своего текста, и мне приятно, что у него появилась такая новая театральная жизнь в замечательном городе Вологде». 

Неординарный спектакль в вологодском «Теремке» поставил актер и режиссер театра Karlsson haus из Санкт-Петербурга Филипп Бородин. Эскиз постановки был сделан в ноябре прошлого года в рамках проекта «Лаборатория молодой режиссуры», посвященного 85-летию театра кукол «Теремок». Он настолько был необычным и так понравился гостям и участникам, что директор театра Елена Бухарина приняла решение сделать полноценный спектакль, который войдет в репертуар театра. Для Филиппа Бородина это первая работа с вологодскими актерами. По его признанию, ему было так комфортно и интересно с ними общаться, что он готов к дальнейшим постановкам в «Теремке». 

 «В первую очередь это спектакль-игра и спектакль-разговор. Сегодня нам всем как раз не хватает хорошего душевного человеческого общения, поэтому мы спустились со сцены и несколько разрушили границы между актерами и зрителями, – рассказал Филипп Бородин. – Лото – это особая атмосфера родом из детства. Сам текст Рубинштейна словно создан для игры, и то, что автор приехал на премьеру, для всех нас очень волнительно и ответственно. А еще это большая удача, ведь актеры смогли послушать, что и как он говорит, это здорово поможет в дальнейшем, потому что спектакль тем и необычен: в нем нет как такового фиксированного текста, это честный разговор здесь и сейчас. Следующий показ будет совершенно другим – иные слова и последовательность карточек, на него придут новые люди со своими историями и ассоциациями, поэтому он никогда не сможет повториться, каждый раз будет разным». 

Как признаются артисты, им было очень интересно работать над этим спектаклем, за время репетиций они сыграли друг с другом и коллегами из театра не одну партию в лото. А сколько разных историй они услышали за это время и сколько еще предстоит узнать от зрителей! 

«Мы ничего не играем, мы здесь представляем самих себя в предлагаемых обстоятельствах, – отметила актриса Ольга Ледкова. – Чем честнее ты, тем честнее с тобой становится зритель – это, наверно, главный секрет, как расположить к себе гостей. Люди попадаются совершенно разные: кто-то уже готов все рассказать, а кто-то отстраняется. Для нас, актеров, это еще и отличная возможность понаблюдать». 

У каждого артиста есть свои секреты, чтобы расположить зрителей не только к игре, но и к разговору. «Я даже специально говорю приглушенно, полушёпотом, чтобы зритель был со мной здесь, прислушивался, – рассказал Антон Диев. – После прочтения карточки делаю паузу и смотрю в глаза кому-то за столом, выжидая, захочет ли этот человек рассказать свою историю. Если промолчал, значит, не готов делиться, а если все же оттаивает и рассказывает, это очень приятно, значит, нашел к нему «ключик». Сам мешочек, который мы передаем по кругу, чтобы вытащить бочонки, – это тоже о доверии. Зритель видит, что это не отрепетировано, мы не мухлюем, вытаскивая нужный номер, а все происходит на их глазах. А раз ведущий тебе доверяет – и ты ему можешь доверять». 

«Зрителям очень интересно встретиться с артистами не на сцене, а в такой непринужденной атмосфере, когда перед ними не артисты, а такие же обычные, как и они сами, люди, в чем-то смешные, нелепые, простые, – поделился впечатлением актер Андрей Васильев. – Здесь все просто, как дома, когда все дружно собираются поиграть в настольную игру. Такая семейная обстановка, только чайку не хватает (улыбается). У каждого из нас припасены какие-то свои штучки, секретики, поэтому на этот спектакль можно смело приходить не один раз и садиться за разные столики». 

Следующая игра в лото в спектакле «Мама мыла раму» (16+) ждет зрителей в апреле. 

Теги: Теремок, спектакль, Вологда, театр, актер, иммерсивный спектакль, рубенштейн, Филипп Бородин, премьера, игра
Ирина Сорокина

Новости по теме