На Вологодчине завершился театральный фестиваль «ВОТ» (Вологодский областной театральный), который проходил в Вологде и Череповце в первой половине марта. Театры обоих городов представили премьерные спектакли 2022 года. Идея проведения фестиваля премьер принадлежит Вологодскому отделению Союза театральных деятелей России, впервые фестиваль «ВОТ» состоялся в 2019 году. Организует фестиваль Театр-кабаре «АртРеприза» Вологодского Дома актера им. А. В. Семенова при поддержке Правительства Вологодской области и Фонда президентских грантов.

В театральном форуме приняли участие все девять профессиональных театров Вологодской области: Вологодский драматический театр, Вологодский театр для детей и молодежи, Вологодский областной театр кукол «Теремок», Череповецкий Камерный театр, Череповецкий Театр для детей и молодежи, Камерный драматический театр Вологды, Театр-кабаре «АртРеприза» Вологодского Дома актера, «Свой театр» Всеволода Чубенко и ОккервильТеатр (Вологда). Всего зрители и члены жюри увидели 14 спектаклей.

Главные награды фестиваля будут вручены на традиционном театральном праздничном представлении «Весь мир – театр!», посвященном Международному Дню театра, который состоится 27 марта в Вологодском драматическом театре.

В заключительный день фестиваля в Доме актера состоялась конференция с членами жюри фестиваля «ВОТ», приехавшими оценивать премьерные спектакли вологодских театров – театроведами и театральными критиками Татьяной Тихоновец, Владимиром Спешковым и Оксаной Кушляевой, которые в своих выступлениях поделились общими впечатлениями от театральной ситуации в двух крупнейших городах области. Тезисно приведем некоторые интересные и важные их высказывания.

Татьяна Тихоновец: «Конечно, по двум спектаклям театра трудно составить мнение о том, в каком он положении и творческой форме. Репертуар везде разный – что-то получилось, что-то не очень. Но общие тенденции я могу обозначить:

- Театров и в Вологде, и в Череповце катастрофически мало. Это понятно по заполненным залам, по тому, как люди реагируют на спектакль. Я бываю в театрах по всей России, и вижу, что везде люди хотят в театр. Также и в Вологодской области. Сейчас такое время, очень тяжелое для нас всех, депрессивное, люди хотят быть вместе, им это необходимо.

- Театр не может развиваться без современной драматургии. В Вологде ее ставят очень мало. Театр не может развиваться только на классике. Главное для любого театра – всегда современность. Когда театр работает с современной драматургией, он сталкивается с массой проблем – как ее ставить, как подойти… И именно современная драматургия показывает, владеют ли театры современным театральным языком, умеют ли работать с современными текстами, есть ли режиссура, которая способна увидеть в этих текстах что-то важное, острое, волнующее людей.

- Я вижу, что при всех полных залах остается часть аудитории, которая не пойдёт в классические театры с колоннами, большими залами, со всеми атрибутами старого театра. Им нужна другая среда, другая атмосфера, другие театральные, а точнее нетеатральные помещения. Сейчас нельзя, чтобы старым уважаемым театрам никто не дышал в спину. Пусть это будут даже небольшие театры для малого количества зрителей, с маленькой сценой, но они непременно должны быть. Без этого нет развития. И поэтому я очень приветствую создание в вашем городе нового театра «Оккервиль». Это театр проектный, где зритель не просто сидит и смотрит, что ему покажут, а участвует в театральном проекте.

- В Вологде и Череповце много хороших коллективов, прекрасных артистов. Но совершенно нет притока молодой режиссуры. Театру нужны молодые режиссеры. И они есть сейчас. Пусть у них будет не все сразу получаться, но это же другой взгляд. И именно молодые режиссеры умеют ставить необычные вещи – и для подростков, и для детей.

- Городу не хватает лаборатории, когда в театр приезжают несколько режиссеров и в течение недели репетируют пьесы именно по тем темам, которые нужны театру. Лабораторное движение, можно сказать, обновило театры всей Сибири и Урала. Сегодня оно охватило и всю Россию. Это уже не модный тренд, а работа, процесс. Лаборатории помогают расти и раскрываться и режиссерам, и артистам».

Владимир Спешков: «Моя коллега сказала, что театр не может развиваться только на классике. Но я хочу добавить, что без классики никуда. Еще в марте прошлого года здесь же, в Вологде, на фестивале «ВОТ» я говорил, что классики будет ставиться много. Потому что есть иллюзия, что классика – это такой безопасный материал.

- Важное значение имеет то, что классика всегда современна. И когда она идет на современной сцене, она всегда говорит о дне сегодняшнем. Невозможно играть про прошлое, получается всегда про современность. Потому что спектакль играют сегодняшние люди и неважно, какие там декорации и костюмы. Однако в классических спектаклях всегда нужно искать какой-то современный смысл. Должен быть подход, который требует не только историзма, но и сопряжения исторического взгляда и взгляда, зачем это нужно сделать сегодня».

Оксана Кушляева: «Театральное пространство Вологодской области – Вологды и Череповца – негерметичное, незакрытое. И это хорошо. Я вижу в театральной жизни Вологодской области так или иначе отражение всех важных тенденций и процессов, которые идут в стране.

- Хоть и в недостаточном количестве, но современная драматургия присутствует в репертуаре вологодских театров.

- Радует, что есть совместная работа с драматургами, которые могут написать пьесу специально для какого-либо уникального театрального проекта, как например, постановка «Пятая Вологда» в «Оккервиль-театре».

- После пандемии театрам пришлось определиться, как не потерять связь с публикой. Театру нужно было выяснить, чем он уникален.

- Каждому театру необходимо исследование своей зрительской аудитории. Публика может менять свой театр.

- Важно обращаться к исторической памяти народа, каждого отдельно взятого человека.

- Необходимо исследовать сообщества, которые есть в городе, и работать с ними. Устраивать неожиданные коллаборации, например, театра с музеем. Чтобы театры выходили из зоны комфорта.

- Городу необходимы творческие лаборатории. Чтобы приглашать каких-то новых режиссеров, брать сложные для себя тексты. Это даст свободу выбора без риска.

- У актерской молодежи Вологды и Череповца есть очень большая потребность в поиске. И все моноработы, которые мы видели на фестивале, идут немножечко поперек традиции. Что меня очень радует.

Справка:

Татьяна Тихоновец – председатель, театровед, театральный критик, кандидат искусствоведения, заслуженный работник культуры РФ, лауреат премии им. Александра Свободина, член экспертного совета и жюри Национальной театральной премии «Золотая маска» разных лет, председатель экспертного совета «Золотой маски», эксперт и член жюри российских театральных фестивалей (Пермь).

Владимир Спешков – театровед, театральный критик, член жюри и неоднократный член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска», член экспертного совета фестиваля «Ново-Сибирский транзит», программный директор театральных фестивалей «Камерата» и «Дебаркадер» (Челябинск), «Сибирь. Terra Magica» (Красноярск), «Сотоварищи» (Тара), заслуженный работник культуры РФ (Челябинск).

Оксана Кушляева – театровед, театральный критик, редактор интернет-издания «Летающий критик», член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска» (2015, 2018 гг.), куратор программы «Маска Плюс» (2020). Редактор и один из авторов сборника «Молодая режиссура. XXI век». Лауреат молодежной премии правительства Санкт-Петербурга (Санкт-Петербург).

Теги: ВОТ, фестиваль
Мария Гуляева

Новости по теме