«Вологодские реставраторы» закончили третий сезон работ на кладбищенской церкви Александра Невского в Вашкинском районе.

Деревянный храм конца XIX века расположен в селе Ухтома на берегу Белого озера. Церковь восстанавливается на средства московского журналиста, автогонщика и путешественника Андрея Леонтьева.

Белозерье манило его еще с детства. Андрей много читал об этом наполненном историей и романтикой древних подвигов крае. Мечта побывать там осуществилась много лет спустя – в 1999 году. На Вологодчине журналист оказался во время одной из своих экспедиций. Тогда и захотелось проехаться по берегу Белого озера и почувствовать «дух уединения».

Так, дорога привелав Ухтому, где спустя три года Андрей приобрел дом. В этих местах действительно веет древностью. Наиболее раннее упоминание о селе относится к 1476 году: в грамоте говорится, как в обмен на землю в Каргополе Ухтома досталась белозерскому князю Михаилу Андреевичу.

Однако история этих мест уходит корнями еще глубже: четыре селища на месте нынешнего села располагались еще в XI-XIII веках. Изначально здесь, в устье реки Ухтомы, жили угро-финны. «Ухт» в переводе с древнесаамского (саамы – финно-угорский народ) – «волок», а «ма» обозначает реку. Именно по реке Ухтоме в эти края попали русичи.

Через село проходил так называемый Ухтомский волок, который связывал систему Белого озера с озером Воже и рекой Онегой. Первое известное упоминание о нем относится к 1585 году. Уже тогда путешественники и торговцы платили крестьянам Ухтомы сборы за перевозку судов и товаров. Богатое рыбой Белое озеро также давало местным жителям пищу и доход. В XVII веке ухтомские рыбаки поставляли свой улов в Москву, в Большой дворец.

Крестовоздвиженская (справа) и Успенская церкви в Ухтоме.Фотография И.И. Тыкина. 1915 год. Иконостас Крестовоздвиженской церкви в Ухтоме. Фотография И.И. Тыкина. 1915 год. Крестовозждвиженская церковь. Успенская церковь Церковь Александра Невского

Не обижала урожаем и земля, за что ее сравнивали с плодородным Юго-Западным краем Российской империи. На начало ХХ века село было самым густонаселенным в Ухтомо-Вашкинской волости: в нем проживали 762 человека. О высоком уровне жизни говорит наличие в селе трех церквей: ни одно село в Вашкинском районе не может похвастаться таким богатством.

Впервые церкви в Ухтоме упоминаются в документах с 1620-х годов. В переписной книге Белозерского уезда за 1710 год говорится о двух деревянных храмах – Воздвижения Креста Господня и Рождества Богородицы. В XVIII веке были построены новые храмы: в 1736 году новая деревянная Воздвиженская церковь, а в 1780-м – каменный Успенский храм. Последний отличался особенным богатством: внутри располагался шестиярусный позолоченный иконостас резной работы, завершением которого служили деревянные скульптуры ангелов и Иисуса Христа. В ярусах располагалось более 60 икон письма XVIII века.

«Сохранить как»

Оба храма не могли не привлечь внимания нового жителя Ухтомы Андрея Леонтьева, однако объем работ на них колоссальный: строения находятся в аварийном состоянии. Тогда у коллеги Андрея, директора по спецпроектам Ольги Саблиной, родилась идея проекта «Сохранить как», призванного привлечь внимание к уходящему культурному наследию. Ольга также внесла свои средства в дело восстановления.

Команда, желая принять участие в сохранении истории Ухтомы, выбрала более «простой» объект –кладбищенскую церковь Александра Невского. Но за простотой ее скрывается немало загадок. Восстановление церкви ведется уже 10 лет. На первом этапе помогали крупные автомобильные компании, но сейчас рассчитывать приходится только на собственные силы.

Храм Александра Невского не имеет официального статуса объекта культурного наследия и особых архитектурных достоинств, но обладает исторической ценностью. Журналист уверен, что такие объекты важно сохранять для потомков.

«Церкви XIX века считаются относительно «молодыми», и им уделяется не так много внимания, как памятникам XVI-XVII столетия. Многие даже не имеют статуса ОКН. А это может быть чревато потерей целой эпохи в истории архитектуры. Мы сохраняем эту церковь хотя бы для того, чтобы люди могли видеть, как выглядело деревянное зодчество XIX века», – считает Андрей Леонтьев.

Но с «возрастом» церкви не всё так просто. На одной из ее стен оставлена надпись «1885», что считается годом постройки. Однако у инвестора и реставраторов возникло предположение, что храм, а вернее материалы, из которых он построен, гораздо старше.

Здание возводилось не на пустом месте. В Новгородских епархиальных ведомостях (село Ухтома тогда входило в состав Кирилловского уезда Новгородской губернии) упоминается, что в 1884 году причту и церковному старосте Ухтомы разрешили пристроить алтарь и звонницу к кладбищенской часовне с последующим обращением часовни в церковь. Переделка производилась на средства местных крестьян.

Точных сведений о времени постройки самой часовни пока не удалось найти. Кандидат архитектуры, советник РААСН, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства, член ИКОМОС Андрей Бодэ, проводивший обследование церкви, предполагает, что часовня могла быть возведена во второй трети XIX века после того, как кладбище в соответствие с новыми нормативами было вынесено за пределы села (древний погост, вероятно, располагался в центре Ухтомы, на что указывает свободное пространство вокруг церквей Воздвиженья и Успения).

При этом эксперт отмечает, что и сама часовня могла быть построена из более древнего материала. Предположительно в основе ее использован сруб деревянной церкви Рождества Богородицы, которая располагалась в центре села в XVIII веке, но позже была упразднена. Возможно, в часовню оттуда была перенесена и часть церковной утвари.

Из Новгородских епархиальных новостей известно, что в новоустроенной кладбищенской церкви был установлен иконостас. Иконы для него частью взяты из старой часовни «съ поправкою ихъ», для второго яруса было написано шесть новых икон. Кроме того, вызолочены «древнія царскія двери» – еще один аргумент в пользу того, что бывшая часовня возведена с использованием материалов более древней церкви. Также причту и церковному старосте епархиальное начальство разрешило закупить 50-пудовые колокола (около 800 кг). На сегодняшний день ничего из перечисленного не сохранилось.

«“Поймали” в последний момент»

Интересно, что «новая» кладбищенская церковь практически повторяет один из типовых проектов деревянных церквей, разработанных для строительства в русских селах в XIX веке.

«Всего было четыре типовых проекта, куда входили расчеты длины бревен, сметы. Но в нашем случае воплощение в жизнь получилось не совсем удачным. Внешне храм соответствует проекту, но при строительстве были допущены грубые ошибки. Вероятно, это работа неумелого и непрофессионального архитектора. Из-за просчетов в храме есть места, где многие годы скапливалась влага, в результате конструкции прогнили, и храм чуть не сложился внутрь. Мы «поймали» его буквально в последний момент», – говорит Андрей Леонтьев.

По словам специалистов, еще бы два года, и храм мог обрушиться. Судя по всему, так «повезло» не только Александро-Невской церкви и не только с архитекторами. В 1883 году Новгородская Ремесленная Управа рекомендовала настоятелям церквей и монастырей, чтобы при «наймѣ подрядчнковъ для производства работъ по онымъ требовали отъ нихъ законныхъ свидѣтельствъ на право мастера», иначе Управа не сможет привлечь к ответственности недобросовестных умельцев.

Досталось Александро-Невской церкви и в богоборческие времена. Здание приспособили под зернохранилище. А на куполах и крестах еще можно наблюдать следы от выстрелов.

Сейчас церковь наконец в заботливых руках. В 2012 году обмеры храма провели студенты-архитекторы Воронежского университета при участии московского эксперта Андрея Бодэ. Они же разработали эскизный проект реставрации. А в 2015 году на объект вышли «Вологодские реставраторы». В целом работы ведутся на протяжение 12 лет каждый год за исключением двух лет, когда были перерывы по финансовым причинам и в связи с занятостью реставраторов на других объектах. 

Одной из сложностей в случае с Александро-Невской церковью является отсутствие электричества.

«Электроинструменты мы практически не используем, поэтому трудности возникают больше с освещением: нужно подобрать световой день. В первый год мы выполняли работы по демонтажу колокольни, завершения храмовой части. Также сняли кресты и накрыли все временной кровлей», – рассказывает директор компании «Вологодские реставраторы» Владимир Новоселов.

Церковь Александра Невского в процессе реставрации. Фото 26.04.23 Церковь Александра Невского в процессе реставрации. Фото 26.04.23 Церковь Александра Невского в процессе реставрации. Фото 26.04.23 Береста - лучший гидроизолятор. На кладбище вокруг церкви можно обнаружить могилы XIX века. На кладбище вокруг церкви можно обнаружить могилы XIX века. В ход реставраторы планируют пустить и старинные кованые гвозди. В ход реставраторы планируют пустить и старинные кованые гвозди. В ход реставраторы планируют пустить и старинные кованые гвозди. Церковь Александра Невского в процессе реставрации. Фото 26.04.23 Церковь Александра Невского в процессе реставрации. Фото 26.04.23 Церковь Александра Невского в процессе реставрации. Фото 26.04.23 Церковь Александра Невского в процессе реставрации. Исторические двери. Фото 26.04.23

Несмотря на то, что храм официально не является памятником, отношение к нему трепетное. А основная задача – максимально сохранить подлинные материалы. После переборки оказалось, что в удовлетворительном состоянии находятся около 60% конструкций. Чудесным образом полностью сохранился алтарь.

На втором этапе реставраторы заменили нижние венцы, а в этом году уже завершили работы на куполе. Внутри установлен центральный деревянный столб, на котором будет располагаться «родной» кованый крест. Элемент в высоту достигает трех метров и весит около 150 кг. Сейчас он находится на реставрации у мастера-кузнеца в Кириллове.

Церковь ремонтировалась и в прежние времена, и была снова покрашена в 1912 году, о чем свидетельствует еще одна надпись на стене. В соответствии с проектом, храму возвратят исторические цвета как внутри (красный сурик), так и снаружи (белый с голубым). В помещениях еще можно наблюдать остатки родной краски и некогда украшавшие своды металлические звезды. Однако до покрасочных работ еще далеко. В следующем сезоне реставраторы займутся колокольней.

3D-модель Александро-Невской церкви Церковь Александра Невского внутри. Фото 26.04.23 Доски с остатками родной краски. Фото 26.04.23 Небеса. Церковь Александра Невского внутри. Фото 26.04.23 Металлическая звезда Алтарь. Церковь Александра Невского внутри. Фото 26.04.23 Церковь Александра Невского внутри. Фото 26.04.23

Когда зазвонят колокола

«Восстановление старинной архитектуры – это важно. Тяжело смотреть, как храмы разрушаются. Мы очень рады, что нашелся человек, который занялся реставрацией церкви Александра Невского. Будет красиво, если ее восстановят», – надеется староста села и председатель местной ветеранской организации Людмила Баканова.

Женщина родилась в соседней деревне Переезд (5 км от Ухтомы), где жили и возделывали землю ее деды и прадеды. Сама деревня упоминается еще в жалованной грамоте Василия Шуйского (XVII век) среди селений, «притянутых» к Ухтоме. Людмила Александровна покинула родные места после школы и уехала в Оленегорск, где 35 лет проработала на механическом заводе, а затем вернулась ухаживать за матерью, которая к тому моменту переехала в Ухтому.

Здесь Людмила Александровна живет уже 19 лет. Сначала на селе были медпункт, Дом культуры, почта, два магазина, библиотека. Но без ремонта одно за другим здания начали разрушаться, учреждения закрыли. Когда не стало почты, пенсию выдавали прямо в магазине.

Людмила Александровна с таким положением дел смириться не могла и дошла до Губернатора. Так, при участии главы региона в 2014 году в Ухтоме было открыто первое на Вологодчине модульное отделение почтовой связи. По многочисленным просьбам жителей отремонтирована дорога до села, по которой до этого весной было не проехать без помощи трактора.

Неравнодушна староста и к делу восстановления церквей. Когда начались работы по сохранению Александро-Невского храма, она и местные жители собирали средства, решали вопросы с жильем для реставраторов. Продолжают помогать и по сей день, но материальные возможности жертвователей не велики, поскольку большинство из них – пенсионеры.

Помочь делу восстановления Александро-Невской церкви может каждый, переведя любую сумму по реквизитам указанным на странице Андрея Леонтьева. Пожертвования могут приблизить тот день, когда на церкви вновь зазвонят колокола, а на сводах засияют звезды. И как столетия назад в храме будут молиться и отпевать своих близких.

В ожидании спасения

Еще ждут своих спасителей две разрушающиеся церкви XVIII века в центре села: каменный храм во имя Успения Божией Матери и деревянная церковь Воздвиженья Креста Господня.

Крестовоздвиженская церковь (слева). Фото 26.04.23 Крестовоздвиженская церковь в селе Ухтома. Фото 26.04.23 Крестовоздвиженская церковь в селе Ухтома. Фото 26.04.23 Крестовоздвиженская церковь в селе Ухтома. Фото 26.04.23 Крестовоздвиженская церковь в селе Ухтома. Фото 26.04.23 Крестовоздвиженская церковь в селе Ухтома. Фото 26.04.23 Крестовоздвиженская церковь в селе Ухтома. Фото 26.04.23 Крестовоздвиженская церковь в селе Ухтома. Фото 26.04.23 Крестовоздвиженская церковь в селе Ухтома. Фото 26.04.23 Крестовоздвиженская церковь в селе Ухтома. Фото 26.04.23

Приход был закрыт в 30-е годы. Но и после тропинка верующих к храмам «не зарастала». По воспоминаниям петербурженки Елены Всеволодовой*, которую в детстве вывезли в Ухтому из блокадного Ленинграда вместе с мамой, местные жители тайно ходили к церквям и зажигали свечи прямо на снегу у стены – молились, чтобы родные вернулись с войны. Пятилетняя Лена тоже ходила туда с мамой, хотя они уже получили похоронку на отца. Спустя год он приехал в Ухтому тяжело раненный, но живой! В душе девочки надолго укрепилась вера в то, что это молитвы у ухтомских храмов вернули ей папу.

В середине 50-х прошлого века в холодном Успенском храме располагался склад зерна, а затем Дом культуры. Воздвиженскую церковь после закрытия использовали как конюшню.

Иконостас в Успенском храме. Фото 26.04.23 Иконостас в Успенском храме. Фото 26.04.23 Иконостас в Успенском храме. Фото 26.04.23 Иконостас в Успенском храме. Фото 26.04.23 Иконостас в Успенском храме. Фото 26.04.23 Иконостас в Успенском храме. Фото 26.04.23 Иконостас в Успенском храме. Фото 26.04.23 Фрагмент иконостаса в Успенском храме. Фото 26.04.23 Деревянный гвоздь в иконостасе Успенского храма. Фото 26.04.23 Успенский храм внутри. Фото 26.04.23 Успенский храм внутри. Фото 26.04.23 Успенский храм внутри. Фото 26.04.23 Успенский храм внутри. Фото 26.04.23 Успенский храм внутри. Фото 26.04.23 Успенский храм внутри. Фото 26.04.23

Сегодня оба храма не являются объектами культурного наследия и пребывают в запустении. При этом в каменной Успенской церкви еще можно разглядеть росписи, частично сохранился резной деревянный иконостас. Эти стены многим помогли выстоять в тяжелые времена, но самим им помочь сейчас некому.

*воспоминания опубликованы в череповецкой газете «Речь», номер от 7 августа 2014 года

При подготовке материала использованы статьи:

А.В. Бокарёв, А.Б. Бодэ. Александро-Невская церковь в селе Ухтома Вологодской области. // Деревянное зодчество: новые материалы и открытия : сборник научных статей / НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства . – Москва ; Санкт-Петербург, 2016. – Вып. 5.

Н. Макаров. Ухтомский волок.Памятники Отечества : иллюстрированный альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и искусства. Москва, 1993. Вып. 30

За предоставленные исторические фотографии и материалы по истории села Ухтомы и ухтомских церквей редакция благодарит Вашкинский районный краеведческий музей

Теги: реставрация, Ухтома, Владимир Новосёлов
Алина Махлина

Новости по теме