Посмотреть народную драму «Царь Максимилиан» в Вологодском театре кукол «Теремок» можно будет в начале нового творческого сезона, который начнется осенью. Постановка будет адресована взрослой публике.

Режиссером спектакля стал заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Олег Жюгжда, а художником-постановщиком – лауреат Национальной театральной премии Республики Беларусь Лариса Микина-Прободяк, известные вологодским зрителям по спектаклям «Мио, мой Мио» и «Повесть о Дионисии-иконнике», которые они поставили в «Теремке». Также над спектаклем работал композитор Петр Макаров.

«Царь Максимилиан» не похож на спектакль в привычном понимании. Это особая разновидность русского фольклорного театра, где наивность и торжествующая условность граничит с подчеркнутой буффонадой, а актеры, погружаясь в яркий калейдоскоп событий, каждый раз заново творят эту историю по собственному разумению и желанию.

Вся трагическая история разворачивается на фоне комичных сцен со Стариком-гробокопателем, романтично-фарсовым самоубийством Брамбеуса-рыцаря, бутафорским поединком Гусара с Аникой-воином, песнями и плясками героев и хора и, конечно, жестоким романсом.

«Царь Максимилиан» – одна из самых популярных народных драм, получивших распространение в XIX веке на всей территории России.

Как и положено изначально, играют народную драму только мужчины:  заслуженный артист России Владимир Даценко (царь Максимилиан), Валентин Овсянников (Скороход-фельдмаршал, кумирическая Богиня), Николай Павлюк (Казак, Аника-воин), Михаил Родин (Адольф, Гусар) и Рамиль Сагитов (Старик-гробокопатель, Брамбеус-рыцарь).

Один из центральных образов спектакля царь Максимилиан – жесткий, безжалостный правитель, который не считается ни с чьим мнением и, пользуясь своим положением, только отдает приказы. Он не щадит даже собственного сына Адольфа, не готового принять его веру. Итог – одиночество, свержение с трона и смерть. «Максимилиан самодур, вершащий человеческие судьбы с легкостью, нисколько не задумываясь, – рассказал о своем персонаже заслуженный артист РФ Владимир Даценко. – Мне находиться внутри него очень тяжело, хотя, как и в каждом человеке, у него есть что-то доброе, что вырывается в конце, перед его смертью, когда он признается, что хочет, как простые смертные, на лодочке кататься».

В лубочной форме, характерной для выбранного жанра народной драмы, в спектакле затрагиваются не только исторические моменты, но и актуальные вопросы современности. Как признались актеры, задействованные в постановке, им было очень интересно работать в таком необычном жанре, к которому не так часто обращаются театры.

Для режиссера Олега Жюгжды это тоже первый опыт постановки народной драмы. «Изучая фольклорные записи, я обнаружил одну интересную вещь: наши дворовые игры в детстве чем-то схожи с этим жанром. Например ,«Анюта и барышня», когда имеется сюжет, заранее всем известный, который можно трактовать по-своему. Все основывается на том, что все и так уже хорошо знают, тем не менее, с удовольствием принимают участие в такой игре. Народная драма близка и к театру Петрушки, вертепу – здесь есть взаимное проникновение сюжетов, ходов. Такие классические тексты существуют на грани – с одной стороны, здесь можно рассмотреть вопросы, актуальные для современности, но есть какие-то архаические события. В нашей истории мы видим и напоминание о войне с Наполеоном, и тему взаимоотношений Петра I с сыном Алексеем. Все это переработано народной фантазией и принимает такую причудливую форму», рассказал Олег Жюгжда.


18+

Теги: Теремок, театр, Театр кукол «Теремок», театр кукол, спектакль, премьера, Олег Жюгжда
Редакция cultinfo.ru

Новости по теме