Планетарный сканер поступил в крупнейший музей региона в рамках нацпроекта «Культура».

Планетарным он называется, потому что сканирующее устройство находится над предметом. Аппарат отечественного производства позволит решать задачи, которые не под силу обычному планшетному сканеру: бережно и в высоком разрешении сканировать оригиналы размером более формата А2, толщиной до 15 см (есть экземпляры более 500 000 страниц), в том числе с неполным раскрытием, замятиями и слабоконтрастными текстами. 

Книгу точно ребенка кладут в «колыбель» (специальная платформа, которая может трансформироваться, менять угол наклона и позволяет располагать предмет на разных уровнях). V-образное прижимное стекло сглаживает листы документа и корешок. «Раскрыть» книгу полностью можно уже в специальной программе без потери качества и ущерба для самого предмета. 

«На экране появляется образ двух страниц со специальными точками, которые фиксируют края и углы документа и позволяют в дальнейшем вывести плоскостное изображение. Точки ставим на неровности и изгибы и получаем полноценный разворот, как если бы сканировали плоским прижимным устройством. На панели инструментов можно увеличить контрастность и яркость изображения, также есть много параметров, связанных с качеством: начиная с точек и заканчивая искажениями форм», – объясняет старший научный сотрудник музея Илья Кузнецов.

Планетарный сканер значительно ускоряет процесс оцифровки. Раньше, чтобы оцифровать редкую книгу, сотрудникам музея приходилось совершать ряд сложных операций, прибегая и к помощи фотографа. Для того чтобы книга не закрылась во время съемки, ее переплетали леской. И так страница за страницей, леску приходилось заново натягивать, выстраивать кадр, а потом убирать лишнее в фоторедакторе. Теперь сотрудникам остается только переворачивать листы.

Первыми начали сканировать книги Петровской эпохи, чтобы создать их «двойники». Они станут частью обновленной экспозиции в Петровском домике, который сейчас находится на реставрации. Оригиналы выставлять нельзя, ведь книге, особенно древней, как и человеку, нужен «отдых». Держать ее длительное время раскрытой и на свету чревато для ее сохранности.

«Кожа переплета пересыхает, трескается, листы коробятся, шитье разрушается. Даже на временных выставках мы оригиналы до конца не раскрываем. Книга с гражданским шрифтом петровского периода (до 1725 года) – большая ценность. Таковых у нас в коллекции всего пять, мы дорожим каждой. Поэтому в экспозиции Дома-музея Петра I будут выставлены их муляжи. Для этого мы сканируем первые листы оригиналов в масштабе 1:1. Далее реставратор подбирает бумагу того же цвета, текстуры. Иногда бумагу специально желтят или создают на ней искусственные шероховатости. В качестве основы в библиотеке подбирается книга того же формата, делается переплет. Если работа выполнена мастерски, то только специалист сможет отличить муляж от оригинала», – рассказывает старший научный сотрудник Людмила Кривоногова.

Муляжи позволят ближе рассмотреть текст и гравюры.

Коллекция памятников письменности и документов, хранящихся в коллекции Вологодского музея-заповедника, насчитывает более 58 тысяч единиц хранения. Среди них книжные памятники XIII – начала ХХ веков. Благодаря новому сканеру исторические документы станут доступнее и для исследователей.

«К нам приходят как представители научно-исследовательских институтов, так и частные лица, в том числе и те, кто восстанавливает свою родословную (у нас есть метрические книги, но в меньшем количестве, чем в областном архиве). Сканер позволит ввести в оборот редкие документы, к которым мы не можем дать доступ в силу их плохой сохранности. Они элементарно могут рассыпаться в руках, или могут быть повреждены», – пояснила главный хранитель музея Анна Спирина.

Электронные копии будут загружаться в музейную базу данных. И при обращении в музей с ними можно будет ознакомиться в специальном помещении. Также копии будут передаваться в Государственный каталог музейного фонда России.

Теги: вологодский музей-заповедник, нацпроект культура
Алина Махлина

Новости по теме