Юбилейная выставка скульптурных портретов и проектов Владимира Егорова работает в Вологде в Доме архитектора.

Посетителей встретят знакомые лица: Евгений Леонов, Владимир Высоцкий, Дмитрий Песков, Сергей Шойгу. По словам автора, героев для портретов он выбирает среди известных людей, так как в открытом доступе можно найти множество их фотографий в любом ракурсе. Но если нет той, что соответствует замыслу, то автор добавляет что-то от себя. Важным критерием выбора является и чувство юмора у героя, поскольку архитектор вкладывает в изображение нотку дружеского шаржа.

Выставка Владимира Егорова Актер Николай Олялин Председатель Союза архитекторов России Николай Шумаков Выставка Владимира Егорова Выставка Владимира Егорова Владимир Сергеев Выставка Владимира Егорова Сергей Шойгу Автопортрет Владимира Егорова. 1981 год Автопортрет Владимира Егорова. 2024 год

Увлечение художественной скульптурной пластикой началось еще в студенчестве, когда Владимир Егоров учился на архитектурном факультете Горьковского инженерно-строительного института имени Чкалова (сейчас – Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет).

«На курсе по скульптуре мы лепили из пластилина голову с гипсового оригинала и многофигурный рельеф. Материал для студенческих работ готовили из детского цветного пластилина, который сами покупали и долго варили в ненужной посуде, постоянно перемешивая, до получения однородной массы зеленовато-коричневого оттенка», – вспоминает Владимир Егоров.

Эксперименты в скульптуре архитектор продолжил и в Вологде, куда он приехал в 1976 году по распределению. «Осмотревшись и обжившись», молодой специалист, как и многие его коллеги в то время, пробовал себя в изобразительном искусстве, но выбрал скульптурное направление. Начинал лепить «головы» – два ранних портрета можно увидеть на выставке – но быстро отошел от этого занятия.

«Такой портретный стиль не очень подходил для одной комнаты, где жили вчетвером (мы с женой, ребёнок и тёща), и такие же молодые специалисты – в соседней комнате. Пришлось на время остановиться», – рассказывает архитектор.

Однако увлечения Владимир Александрович не оставил. Богатый фотоматериал он привез с Первой всесоюзной выставки скульптуры, которая проходила летом 1983 года в Центральном выставочном зале Москвы. Собирал также брошюры, каталоги и книги, посвященные скульптуре, которые хранит до сих пор.

Сейчас Владимир Егоров посвящает свободное время лепке из пластилина. Материал использует исключительно советский. «Мягкий пластилин раньше продавался в хозяйственных магазинах и стоил копейки. Было у меня тогда более 20 кг, что позволяло лепить полнообъемные скульптурные портреты. Сейчас леплю из остатков, но работы долго не храню – фотографирую и делаю новые», – говорит автор.

Раньше архитектор начинал с эскизов «для уверенности», сейчас же обходится набором фотографий и стоп-кадров, продумывает нюансы и – вперед!

Есть на выставке «пробы пера» с другими материалами: портрет Николая Рубцова, созданный из твердого пластилина, и гипсовый портрет Юрия Лужкова. Изображение экс-мэра Москвы Владимир Егоров лепил по фотографиям «Красного севера» с совещания по проекту «Великий Устюг – родина Деда Мороза». До приезда чиновника летом 2000 года архитектор участвовал в разработке эскизов скульптур и их установке на родине зимнего волшебника.

 «Это были самые первые шаги по реализации проекта. Заказчиком скульптур выступил Новаторский леспромхоз, которому принадлежали тогда все прилегающие территории. Для выполнения работ отправили меня и четырех студентов-архитекторов. Эскизы разрабатывались и согласовывались с местной администрацией прямо на месте. Студенты делали три композиции по своим эскизам и своей технологии, я сделал две по своим – из монолитного бетона. При этом пришлось придумать хитрую съемную опалубку из листов ДВП. Сварщика для изготовления каркаса и плотника в помощь дала администрация. В день окончания работ ждали комиссию из Москвы. В срочном порядке привезли художников из Великого Устюга для раскраски скульптур», – поделился Владимир Егоров.

Как выглядели фигуры Деда Мороза и Снегурочки до покраски, архитектор успел запечатлеть перед отъездом. Снимки показаны на выставке.

За планами и фасадами архитектурной части экспозиции скрываются свои истории. Владимир Александрович разрабатывал проекты для Грязовца и юго-западного района Вологды. В 1980-е годы архитектор формировал лицо Сокола – разрабатывал проект центрального 4-го микрорайона с административной площадью и жилыми домами на 111 квартир.

За проект благоустройства больничного комплекса по Пошехонскому шоссе в Вологде архитектор наряду с коллегами был удостоен областной молодежной премии имени Сергея Ильюшина в области науки и техники.

«В проект входило расширение проезжей части Пошехонского шоссе более, чем в два раза, с устройством разделительной полосы, благоустройство существующих территорий противотуберкулезного диспансера и инфекционной больницы, а также размещение и благоустройство новых объектов комплекса к юго-востоку от Пошехонского шоссе», – поясняет архитектор.

Изюминкой проекта стала площадка для отдыха в деревянном исполнении.

Выставка Владимира Егорова Выставка Владимира Егорова Проект благоустройства  больничного комплекса по Пошехонскому шоссе разрабатывался в 1981 году в МКП-2 института «Вологодгражданпроект». Проект благоустройства  больничного комплекса по Пошехонскому шоссе Премия. Фото Владимира Егорова Конкурс на разработку серии  малоэтажных жилых домов был проведён в институте «Вологодгражданпроект» в 1980-1981 году. Эти дома предназначались для замены ветхого деревянного жилого фонда в центральной части Вологды. Выставка Владимира Егорова 1980-1982 гг.

В 1983 году Владимир Егоров был назначен главным архитектором проектов по генеральным планам сельских пунктов и малых городов. Примеры их показаны на планшетах. За каждым генпланом стоит кропотливая работа целого коллектива.

«Больше приходилось заниматься сельскими населёнными пунктами. В те времена эти работы финансировались исключительно из государственного бюджета. В нашем институте «Вологодгражданпроект» существовало подразделение «Районная планировка», где определялись перспективы развития административных районов. Там можно было найти обоснованные цифры по увеличению производства. По объёмам производства через нормы затрат труда на отдельные виды продукции мы определяли количество работающих и далее численность населения. Через численность населения и типы жилых домов определяли необходимые размеры территории, а также рассчитывали вместимость объектов по обслуживанию населения», – объясняет Владимир Егоров.

А дальше уже архитектор ездил в районный центр, где вместе с комиссией намечались границы населённого пункта с учётом необходимых санитарно-защитных и прочих зон, проводилась топографическая съемка. Территорию обследовали и выявляли ветхие дома. И только после этого рождались эскизы и рабочие чертежи.

«В те времена компьютеров не было, все чертили чёрной тушью на тушевой кальке (она не пересыхала и долго хранилась). Кроме основного комплекта чертежей, мне нравилось для наглядности делать перспективы посёлка с птичьего полёта. Основной чертёж генерального плана делали в цвете на подрамниках, потом делали «складень» – то есть резали чертеж на квадраты и наклеивали на тканевую основу с небольшими промежутками, обстрачивали края чертежа и складывали до определенных размеров. Это делалось для удобства хранения и пользования», – уточняет Владимир Александрович.

В 2000-е годы уже на средства частных инвесторов разрабатывались проекты населенных пунктов Вологодского округа: Колбино (теперь Золотавино), Малинки (западная и восточная часть), конно-спортивный комплекс около деревни Пищалино (теперь Белояр).

Выставкой в Доме архитектора зодчий отметил свое 70-летие. Увидеть его скульптурные и архитектурные работы можно по адресу: г. Вологда, Благовещенская, 44. Пространство открыто для посещения с 15:00 до 19:00.

Выставка Владимира Егорова работает до 5 февраля. 

6+

Теги: архитектура, Дом архитектора
Алина Махлина

Новости по теме