В Музее фресок Дионисия – филиале Кирилло-Белозерского музея-заповедника – специалисты пытаются восстановить фрески 1502 года с помощью искусственного интеллекта.

Пример расботы нейросети

«Фрески собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря – единственная роспись великого русского мастера Дионисия Мудрого, дошедшая до нашего времени почти в полном составе и подлинном виде с начала XVI века. К сожалению, в росписи есть некоторые утраты, причем часть из них вызвана переделками в самом соборе. В частности, потеряны части фресок, украшающих барабан купола, после того как там пробили окна в XVIII веке, – рассказывает генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов. – Сегодня сотрудники Института космических исследований РАН и Кирилло-Белозерского музея-заповедника исследуют возможности нейронных сетей для восстановления первоначального облика поврежденных произведений искусства».

Это стало возможным благодаря предварительно проделанной работе по мультиспектральной съёмке росписей собора специалистами ИКИ РАН, Московского государственного университета геодезии и картографии, Национального исследовательского центра «Курчатовский институт», Государственного научно-исследовательского института реставрации. Коллекция высокоточных фотографий позволила специалистам провести начальную проверку возможностей искусственного интеллекта для решения поставленной задачи.

Пример расботы нейросети

В музее отметили – несмотря на то, что первоначальный облик таких произведений мы никогда не узнаем, есть возможность хотя бы попытаться представить, каким он мог быть. С этим успешно справляются реставраторы, восстанавливающие утерянные изображения из мелких фрагментов и на основе общей карты. Но каждое такое предприятие требует много времени и сил.

Решение, которое напрашивается сегодня, – использовать для этой работы нейронные сети, обученные на большой выборке изображений и способные генерировать картинки «по запросам пользователей».

«Мы готовы не только к традиционным подходам в своей работе, но и к неординарным, – замечает директор Музея фресок Дионисия Ирина Паршукова. – Я считаю, что мы только в начале пути. Не исключено, что в будущем появятся новые технологии и подходы, которые изменят направление развития нейросетей. Хочется надеяться, что в недалеком будущем мы сможем представить росписи собора Рождества Богородицы, выполненные Дионисием, так, как видел их сам мастер по окончанию работ и видели его современники».

Для реставрации поврежденных фресок использовалась нейросеть Stable Diffusion. Это глубокая модель машинного обучения, которая способна создавать изображения на основе текстовых описаний. В Институте космических исследований РАН отметили: «Нейросеть в целом хорошо справляется с ретушированием не только малых, но и значительных потерь. Ей удалось восстановить не только фоновый цвет и повторяющиеся узоры, что вполне естественно, но и фрагменты фигур святых, направление взгляда и положение рук». В работе у специалистов находились изображения Спаса Вседержителя, праматери Евы, одного их праотцев человечества Мафусаила, третьего сына Адама и Евы – Сифа, его потомков – Иареда, Еноса и Еноха, а также последнего из допотопных ветхозаветных патриархов, происходящих по прямой линии от Адама, – Ноя.

Специалисты Института космических исследований РАН и Кирилло-Белозерского музея-заповедника произвели первые подходы к решению задачи по восстановлению первоначального облика фресок Дионисия. Исследователи уверены, что продолжат изучение этого вопроса. Сейчас идет процесс обучения нейросети – он заключается в наполнении ее базы данных фотографиями фрагментов фресок.

Теги: Музей фресок Дионисия, Кирилло-Белозерский музей-заповедник
Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Новости по теме