17 февраля 2012 года в Центральном выставочном зале Вологодской областной картинной галереи открылась выставка живописи заслуженного художника России Евгения Соколова «Времена года», посвященная 75-летию автора.

Казалось бы, ничего необычного нет в его картинах. Стоит отъехать километров десять от города – увидишь и эти жиденькие перелески, и пологие холмы, и маленькие болотца, и густой лес на горизонте. А если время позволяет – вот оно Ферапонтово, вот оно Бородаевское озеро. И все это видено-перевидено, так знакомо и привычно, что кажется, никто ничего нового тебе об этих местах не скажет. Но у каждого полотна Евгения Соколова почему-то хочется остановиться – всмотреться, вслушаться и как будто что-то вспомнить – что-то очень важное...

Уникальный мастер русского лирического пейзажа, продолжатель традиций Саврасова, Левитана и Феодосия Вахрушова – так говорят о нем искусствоведы. Выпускник Ярославского художественного училища, Евгений Соколов около двадцати лет отдал работе в Череповце, более тридцати лет живет в Вологде и на протяжении нескольких десятилетий «болеет» Ферапонтовым – удивительной природой этих мест и нетленной красотой фресок Дионисия. Член регионального отделения Союза художников России с 1965 года, он был неизменным участником всех его выставочных проектов и, как отметил председатель Вологодского отделения Союза художников заслуженный художник РФ Николай Мишуста, наравне с Владимиром Корбаковым, Джанной Тутунджан и Николаем Баскаковым создавал «художественный авторитет» Вологодчины. В его внешне простых пейзажах – сокровенная глубина смысла, близкого и понятного русской душе, тихая задумчивость и затаенная грусть – такая же, как в стихах Николая Рубцова, с которым Соколов творит как будто «на одной волне». Неслучайно свое приветствие начальник Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия области заслуженный артист РФ Всеволод Чубенко начал с чтения рубцовских строк. 


Евгений Соколов – художник с активной гражданской позицией, сознающий, что его творчество принадлежит родной земле. 100 своих работ – пейзажей, натюрмортов, жанровых полотен – он подарил Вологодскому государственному музею-заповеднику. И это не единственный его дар: в 2011 в фонды музея им переданы 10 икон XVII века, которые он обнаружил в одном из частных домов в Череповце и около 50 лет хранил у себя в мастерской – одно время даже с риском для своей репутации советского художника. На нынешней выставке представлены две из этих икон.

В 1991 году, в тяжелое для российской культуры время, Евгений Соколов неожиданно получил приглашение приехать с персональной выставкой в Мюнхен, и там его картины – русские северные пейзажи – нашли живой отклик, как позднее и в других странах с совершенно разной культурой – в Италии, Норвегии, Греции.

И сегодня Соколова в России и за рубежом знают как непревзойденного пейзажиста. Куратор нынешней выставки искусствовед Елизавета Коновалова, готовившая и предыдущую экспозицию художника («Земля Ферапонтовская», 2005 год) отметила, что в молодости он был разноплановым мастером, и представленные ранние работы подтверждают это. Последние же два десятилетия главным жанром в творчестве Соколова является пейзаж. Это его выбор, его путь в размышлениях о человеке, природе и Боге. И рассматривая его картины, мы можем пройти вместе с художником часть этого пути…


Не щедрая на яркие краски природа русского севера может быть очень разной. Шумные весенние грозы, короткое, но светлое и жаркое лето, солнечно-золотой сентябрь и слепящий снег зимы – ничего этого как будто нет в пейзажах Евгения Соколова. Иным представляется ему окружающий мир. Его любимые времена года – весна и осень, пора перемен – вечный круговорот, от умирания к возрождению. Любимое время суток – утро и вечер, смена дня и ночи, ночи и дня. Природа словно замирает в неподвижности, проходя какую-то невидимую границу, – и в эти минуты тишины, покоя и умиротворения человеку, умеющему видеть и слышать, приоткрывается некая драгоценная истина – приоткрывается и вновь ускользает. И поэтому хочется снова и снова вглядываться в эти столь знакомые, но так до конца и не понятые картины. И поэтому, наверное, мало солнца на этих полотнах: мягкий свет пасмурного или чуть облачного неба, прозрачные сумерки лунной летней ночи созвучнее тому состоянию духовной сосредоточенности, с которым художник вглядывается в мир – и в самого себя. Его пейзаж почти исключает присутствие человека, и это дает возможность каждому зрителю его полотен почувствовать себя наедине с собой и с природой. Мягкие бледные тона живописи Евгения Соколова сродни неяркой природе севера, они словно позаимствованы художником у древнерусских мастеров. Неслучайно он так увлекся идеей об использовании Дионисием красок собственного изготовления, что создал целую коллекцию красочных пигментов на основе местных природных материалов.

Интерес к древнерусской живописи у Соколова насущный и искренний. Оказавшись в 1960-х годах на вологодской земле и попав в Ферапонтово, он с истовостью преданного ученика начал изучение дионисиевских росписей в Соборе Рождества Богородицы – в то время почти заброшенном. Копирование фресок стало такой серьезной школой мастерства, что не могло не отразиться на творческой индивидуальности художника – и в те далекие уже годы, и сегодня. Даже ранние работы Евгения Соколова, совершенно не похожие на то, что он пишет сейчас, уже несут на себе отпечаток тех глубоких размышлений о человеческом и божественном, которые, наверное, владели им тогда. В самом начале творческого пути художник, если можно так сказать, уже был верен себе будущему. Вот картина «Красный ткач» 1966 года – вроде бы вполне соцреалистическое полотно, воспевающее трудовые будни советского предприятия. Но стоит вглядеться в лицо смотрящей на нас ткачихи, в фигуры сидящих за станками работниц – и мы видим, что это вовсе не ударницы социалистического производства, а простые русские женщины, занятые извечной женской работой… 


А как объясняет пристрастие к жанру пейзажа сам художник? Просто и в то же время глубоко: «Человек очень изменчив, а природа единственна и постоянна – такова, какой ее создал Бог. Пока человек сохраняет способность видеть ее красоту, он будет и добр, и счастлив». Глядя на полотна Евгения Соколова, понимаешь, что это действительно так. И еще становится понятно, почему говорят, что его творчество нужно прописывать, как лекарство – лекарство от суетности.

Светлана Гришина

Выставка будет открыта для посетителей до 25 марта 2012 года.

Тел.: 72-14-33, 72-79-02.

 


Теги: выставка, ВОКГ, Евгений Соколов

Новости по теме