|
||
17 февраля 2012 года в Центральном выставочном зале Вологодской областной картинной галереи открылась выставка живописи заслуженного художника России Евгения Соколова «Времена года», посвященная 75-летию автора. Казалось бы, ничего необычного нет в его картинах. Стоит отъехать километров десять от города – увидишь и эти жиденькие перелески, и пологие холмы, и маленькие болотца, и густой лес на горизонте. А если время позволяет – вот оно Ферапонтово, вот оно Бородаевское озеро. И все это видено-перевидено, так знакомо и привычно, что кажется, никто ничего нового тебе об этих местах не скажет. Но у каждого полотна Евгения Соколова почему-то хочется остановиться – всмотреться, вслушаться и как будто что-то вспомнить – что-то очень важное... Уникальный мастер русского лирического пейзажа, продолжатель традиций Саврасова, Левитана и Феодосия Вахрушова – так говорят о нем искусствоведы. Выпускник Ярославского художественного училища, Евгений Соколов около двадцати лет отдал работе в Череповце, более тридцати лет живет в Вологде и на протяжении нескольких десятилетий «болеет» Ферапонтовым – удивительной природой этих мест и нетленной красотой фресок Дионисия. Член регионального отделения Союза художников России с 1965 года, он был неизменным участником всех его выставочных проектов и, как отметил председатель Вологодского отделения Союза художников заслуженный художник РФ Николай Мишуста, наравне с Владимиром Корбаковым, Джанной Тутунджан и Николаем Баскаковым создавал «художественный авторитет» Вологодчины. В его внешне простых пейзажах – сокровенная глубина смысла, близкого и понятного русской душе, тихая задумчивость и затаенная грусть – такая же, как в стихах Николая Рубцова, с которым Соколов творит как будто «на одной волне». Неслучайно свое приветствие начальник Департамента культуры и охраны объектов культурного наследия области заслуженный артист РФ Всеволод Чубенко начал с чтения рубцовских строк.
И сегодня Соколова в России и за рубежом знают как непревзойденного пейзажиста. Куратор нынешней выставки искусствовед Елизавета Коновалова, готовившая и предыдущую экспозицию художника («Земля Ферапонтовская», 2005 год) отметила, что в молодости он был разноплановым мастером, и представленные ранние работы подтверждают это. Последние же два десятилетия главным жанром в творчестве Соколова является пейзаж. Это его выбор, его путь в размышлениях о человеке, природе и Боге. И рассматривая его картины, мы можем пройти вместе с художником часть этого пути…
Интерес к древнерусской живописи у Соколова насущный и искренний. Оказавшись в 1960-х годах на вологодской земле и попав в Ферапонтово, он с истовостью преданного ученика начал изучение дионисиевских росписей в Соборе Рождества Богородицы – в то время почти заброшенном. Копирование фресок стало такой серьезной школой мастерства, что не могло не отразиться на творческой индивидуальности художника – и в те далекие уже годы, и сегодня. Даже ранние работы Евгения Соколова, совершенно не похожие на то, что он пишет сейчас, уже несут на себе отпечаток тех глубоких размышлений о человеческом и божественном, которые, наверное, владели им тогда. В самом начале творческого пути художник, если можно так сказать, уже был верен себе будущему. Вот картина «Красный ткач» 1966 года – вроде бы вполне соцреалистическое полотно, воспевающее трудовые будни советского предприятия. Но стоит вглядеться в лицо смотрящей на нас ткачихи, в фигуры сидящих за станками работниц – и мы видим, что это вовсе не ударницы социалистического производства, а простые русские женщины, занятые извечной женской работой…
Светлана Гришина Выставка будет открыта для посетителей до 25 марта 2012 года. Тел.: 72-14-33, 72-79-02. |
||
|
|