Читая книгу, мы следуем за писателем, рисуя в своём воображении визуальные образы героев. Посмотрев спектакль, воспринимаем визуальные образы, предложенные театром, принимаем или не принимаем взгляд режиссёра на воспроизводимые события. А если в театре вам читают хорошо известное классическое произведение, что мы услышим? Услышим и увидим то, что ласкало нам слух и радовало внутренний взгляд, или испытаем прямо противоположные чувства: это не Толстой, это не Чехов, это не … 

Камерный драматический театр г. Вологды предложил нам послушать и посмотреть «Пиковую даму». Театр бережно отнёсся к классическому тексту, не добавил ни одного персонажа. Разве что сопроводил чтение действием. Так театр на то и театр, чтобы украсить (скептик скажет: «Обезобразить!») чтение классики. Итак, «Однажды играли в карты у конногвардейца Нарумова…». Как вы произнесёте эту фразу? Оказывается, можно её сказать по-разному. Равно, как и весь текст этой повести «с мистическими элементами». Где-то с сомнением, где-то с издёвкой, где-то с иронией. И всё это не снижает напряжённость повествования, а добавляет новые краски, делает пушкинский текст более понятным для тех, кому непонятны слова «ботфорта», «мирандоль» или «понтировать». Вы не обнаруживали, что в «Пиковой даме» Пушкин, пусть пунктиром, затрагивает проблему отцов и детей? А ведь на вопрос графини, который она задаёт воспитаннице, почему она до сих пор не одета, можно ответить по-современному с раздражением: «Щассс!!». И уже тем более не констатация, а то же раздражение в упрёке графини Лизавете Ивановне: «Что ж ты не одета?» А вы знаете, что, по мнению современного человека, является признаком принадлежности к профессии инженера (главного героя повести Германна)? Тубус – футляр для хранения и переноски чертежей. А какие предметы берёт с собой человек, чтобы воздействовать на другого человека для получения нужной информации? О пистолете у Пушкина говорится, но сегодня вымогатель и утюг с собой прихватит. А если актёр, читающий за Германна, не похож на Наполеона («лицо истинно романическое: у него профиль Наполеона»), то что убедит зрителя, что это действительно так? Правильно, треуголка. Эти и другие маленькие подробности: и интонационные, и визуальные – позволяют воспринимать текст легко и свободно. Вместе с тем, мистика и, повторюсь, напряжённость – непременные условия восприятия пушкинской повести – воспроизводятся в спектакле Камерного театра в полной мере.


Вот так современные актёры современного театра прочитали повесть классика русской литературы. Не знаю, есть ли сейчас такая традиция – перед изучением классического произведения школьников водить в театр: пусть не прочитают, так хоть посмотрят, текст услышат. Я советую учителям сводить своих учеников в Камерный драматический театр г. Вологды на «Пиковую даму».


 













































Теги: Голоса истории
Алексей Сальников, театровед, фото Евгения Кустова

Новости по теме