Рассказ Андрея Платонова «Возвращение» – один из моих любимых. Думаю, вам будет понятно, что ожидание спектакля Кемеровского театра для детей и молодёжи было для меня несколько напряженным, смешанным с настороженностью. Переводить прозу такого писателя на сценическую площадку трудно, потому что, идя за сюжетом, театр мог потерять платоновский язык, его необычайное умение из простых слов складывать необычайно точные фразы, когда каждая из них рождает букет ассоциаций.

... С войны возвращается Алексей Иванов – отец семейства (актёр Е. Белый). За пределами сценического действия остаются его сомнения: стоит ли возвращаться. Впрочем, с появлением Алексея в родном доме эти сомнения чётко ощущаются – и в настороженном взгляде, и в напряжённости общения с сыном, дочерью и женой. Кажется, он бессознательно ищет подтверждения своим сомнениям, хотя внешне готов влиться в домашнюю, пока непривычную обстановку. Напряжены и его родные. Сын Пётр (актёр А. Акимов), продолжая заниматься домашними делами, не спешит передать бразды правления отцу. Дочь Настя (актриса Е. Колотова) пока не знает, как относиться к отцу. Она внимательно присматривается к реакции близких ей брата и матери и не спешит открыто выразить своё отношение к отцу. Жена (актриса С. Лопина) не жалуется мужу на годы, прожитые без него, на трудности, которые семье пришлось пережить, хотя не скрывает надежду, что теперь жизнь их будет полегче. За первым семейным ужином дочь проговаривается, что их посещает дядя Семён. Нет, взрыва эмоций у Алексея после такого известия нет (это и у Платонова так), но скрытая напряжённость становится всё более явной. Театр бережно сохраняет настроение платоновского рассказа, не давая эмоциям перехлестнуть через край, но оставляя зрителя в напряжённом ожидании развязки.

«Заболели настроеньем», – говорит сын родителям. Алексей решается покинуть семью: он нашёл подтверждение своим невысказанным сомнениям. Он понял, что эти люди за время войны стали ему далеки, и нет необходимости оставаться рядом с ними.

Театр решился перенести свой спектакль из привычного 200-местного зала на открытую площадку. «Когда мы здесь репетировали, – рассказывает режиссёр спектакля И. Латынникова, – нас постоянно сопровождал колокольный звон. Такое необычное для нас музыкальное сопровождение и придало уверенность, что мы не ошиблись, выйдя на открытую площадку в Кремле».

Спектакль «Возвращение» по А. Платонову Кемеровского театра для детей и молодёжи стал одним из лучших на фестивале.


 

 














































Теги: Голоса истории
Алексей Сальников, театровед, фото Ирины Сорокиной

Новости по теме