12+

Душа бессмертна


Я настолько счастлив, что по запаху различаю сосновый, березовый и ольховый дым…
В. Белов

Самым главным «оружием» писателя всегда было и остается слово, способное жечь огнем совести, убеждать, учить любви, доброте, дружбе… Только умело использованное слово отзывается в сердце читателя. Так в любом произведении нашего земляка Василия Белова, будь-то смешные до слез «Бухтины вологодские», детские «Рассказы о всякой живности», книга очерков о народной культуре «Лад» или романы «Кануны», «Все впереди»… Слово для Василия Белова всегда во главе угла. Это и постарался передать режиссер Зураб Нанобашвили в своем литературном спектакле «Душа Бессмертна», премьера которого состоялась 1 ноября 2012 года на камерной сцене Вологодского областного драматического театра.

Постановка «Душа бессмертна» стала двойным подарком: писателю – к 80-летнему юбилею – и артистам, которые отметили премьерой день рождения любимого театра. Режиссер спектакля Зураб Нанобашвили подчеркнул: «В этой камерной обстановке мы попытались сосредоточить свое внимание, свою энергию на слове Василия Ивановича и прочитать Белова со сцены, прочитать сердцем».

Это не игровой спектакль по конкретному произведению, а образный синтез творчества писателя через его отдельные работы. Артисты читают рассказы Василия Белова или отрывки из его повестей и романов, словно бы проживая этот период жизни своего литературного героя. Объединяет каждую историю некий рассказчик, который, сидя на широком кресле перед портретом Василия Белова, читает книгу – книгу о его жизни, о его творчестве. Ведь что может лучше рассказать о писателе, чем его произведения, в которые автор вложил свои мысли и свою душу. Рассказчик, которого на сцене воплотил Владимир Таныгин, обращается к зрителю и одновременно «ведет разговор» с писателем. Он останавливается на самых важных этапах биографии Василия Ивановича, словно подчеркивая карандашом главное в его жизненном пути. Здесь и воспоминания детских лет; и отрывки рассказа «Душа бессмертна», посвященные горячо любимой матери писателя; и выбор творческого направления – деревенской прозы, так ясно обрисовывающей для нас простые жизненные истины. И во время чтения этой «книги жизни» перед рассказчиком и зрителями встают образы героев разных произведений Василия Белова – маленькая Катюша (рассказы для детей «Мамина дочка», «Катюшин дождик»), Константин Зорин («Плотницкие рассказы»), Барахвостов («Бухтины вологодские») и многие другие.

Удивительно трогательно звучат строки писателя, адресованные детям. Ангелина Ноздрина сумела передать через рассказ «Катюшин дождик» всю непосредственность маленькой девочки, ее воспоминания из счастливого детства, взлелеянного любовью мамы и бабушки. Еще одна история о детях – «Каникулы» в исполнении заслуженной артистки России Марианны Витавской, которая рассказала о приключениях Миньки, Стасика, Хомутова и забавном происшествии с любопытной бабкой Клювихой. Произведения для самых юных читателей занимают особое место в творчестве Василия Ивановича, ведь именно в детстве закладывается фундамент, который впоследствии определит, какими мы будем во взрослой жизни. Для взрослых – это воспоминание о своих детских приключениях, ведь среди этих героев кто-то непременно узнает себя.

Жить без юмора нельзя, но смотреть на происходящее с улыбкой – целое искусство. Герои произведений Василия Белова умеют рассказать о своей жизни так, что все вокруг будут смеяться. Таковы, например, истории Кузьмы Ивановича Барахвостова из «Бухтин вологодских», который попадал в самые невероятные ситуации. О том, как Кузьма родился, в холостяках гулял да женился на Виринее, рассказал Александр Чупин. Кузьма Барахвостов – колоритный персонаж, со сказками да прибаутками о своей жизни повесть складывает, умудряется приглянуться даже самому серьезному «читателю». Наверно, поэтому сразу несколько отрывков из «Бухтин вологодских» вошли в спектакль, их прочитали артисты Дмитрий Мельников и Дмитрий Бычков.

Но вот на смену веселым шуткам приходят серьезные размышления о жизни на примере судьбы героя «Плотницких рассказов» Зорина (заслуженный артист РФ Олег Емельянов). Завершается литературное чтение отрывками из романа «Кануны» и рассказа «Душа бессмертна». «Итак, печи были протоплены. Окна прослезились на короткое время, но быстро просохли. В столетнем доме моем исчезла предосенняя свежесть. Два ведра чистой речной воды стоят на кухне, рюкзак с харчами разобран, стол свободен от лишних бумаг. Телефон отключен, а ворота не заперты. Пусть идет ко мне, кто хочет, я буду рад каждому» – словами Василия Ивановича обращается к залу рассказчик, словно приглашая приходить вновь и вновь на этот спектакль, призывая к прочтению его произведений, в которых столько жизни, столько любви к людям…

Дополнением к слову стала музыка – «Большой вальс» из балета «Анюта» Валерия Гаврилина и «Времена года» Чайковского.

На премьере побывала супруга Василия Белова Ольга Сергеевна: «Спектакли по всем пяти пьесам, которые написаны Василием Ивановичем, шли в Вологодском драматическом театре. Я хорошо помню, как вологжане шли с некоторым недоверием в театр на первый спектакль «Над светлой водой», ведь до этого здесь ставили Чехова, Гоголя, произведения советских драматургов, таких как Шатров, Володин, а тут постановка по пьесе земляка. Но после просмотра все были взволнованы и приятно удивлены. Затем уже были спектакли на сценах театров Москвы и Санкт-Петербурга. Очень жаль, что Василий Иванович не смог посмотреть сегодня ваш спектакль, который растрогал меня до слез».

Профессор ВГПУ Сергей Баранов отметил: «Это особый спектакль в нескольких отношениях. В первую очередь, он стал одним из ярких событий, приуроченных к 80-летию Василия Белова, который создал громадный художественный мир. С именем этого человека связаны несколько важнейших понятий: Василий Белов – это Вологодская область, это русская литература, это сама Россия. Вся созданная писателем Вселенная вращается вокруг клочка земли в Харовском районе – деревни Тимонихи, но это большое искусство – на ограниченном пространстве видеть многое. Этот спектакль хорошо представил всю глубину творчества Белова. И самое главное – здесь есть обращение к слову, которое мы, общаясь с современным театром, не так уж часто слышим. А это очень важная вещь, ведь русский театр в своей основе был словесный и всегда зиждился на хорошей литературе».

Спектакль «Душа бессмертна» напоминает зрителю о простых истинах, он легок в восприятии, но в то же время затрагивает очень важные темы.


 



Ирина Сорокина