12+

2 марта 2013 года в Юго-Западной башне Вологодского кремля состоялась вторая ролевая игра по проекту «Се вид Отечества, лубок».

В 2012 году проект стал победителем IX грантового конкурса музейных проектов «Меняющийся музей в меняющемся мире» в номинации «Музейные исследования». Конкурс проводит Благотворительный фонд В. Потанина при оперативном управлении Ассоциации менеджеров культуры.

Цель игры – участие подростковой и молодежной аудитории в обсуждении музейного проекта, анализ содержания проекта и перспектив его развития. Первая подобная игра проходила 15 декабря 2012 года и вызвала много положительных отзывов среди ее участников.

Во второй ролевой игре приняли участие старшеклассники БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей» и студенты Вологодского государственного педагогического университета (филологического факультета и факультета иностранных языков и культур). В процессе игры участники разделились на семь команд и в соответствии с их «легендами» представляли разные социальные группы общества.

Ведущей игры стала Юлия Вячеславовна Веретнова, руководитель проекта «Се вид Отечества, лубок». В качестве координаторов команд, в состав которых вошли участники игры, выступили педагоги и музейные сотрудники:

- группа «Музей» – Людмила Алентиновна Якушева, доцент кафедры теории, истории культуры и этнологии ВГПУ, кандидат культурологии;

- группа «Журналисты» – Ольга Леонидовна Яшутина, педагог БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей», Мария Сергеевна Ведясова, педагог БОУ ДОД ВО «Центр дополнительного образования детей»;

- группа «Семья» – Елена Анатольевна Дзюба, педагог МОУ СОШ № 20;

- группа «Бизнес» – Ольга Сергеевна Чуйкова, заведующая библиотекой БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей»;

- группа «Пенсионеры» – Надежда Александровна Кутекина, старший научный сотрудник ВГМЗ;

- группа «Молодежь» – Нина Сергеевна Смелкова, заведующая музеем «Литература. Искусство. Век ХХ»;

- группа «Власть» – Илья Эльвинович Чернаков, научный сотрудник ВГМЗ, кандидат филологических наук.

Между участниками игры велась дискуссия о том, что такое современный музей. У команд «Пенсионеры» и «Молодежь» родился образ музея, заключенный в триаду «Сундук – чемодан – рюкзак», в которой категории «старинное» и «мобильное» соседствуют друг с другом. В процессе игры обсуждался логотип проекта «Се вид Отечества, лубок» и проводились сравнения лубков XIX века и работ современных художников. Команды должны были дать определение понятию «лубок», используя предложенные материалы – цитаты о лубке из текстов XIX-XX веков:

- художественных (П.П. Ершов «Конек-горбунок», А.С. Пушкин «Станционный смотритель», Н.В. Гоголь «Портрет», Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»);

- публицистических (Воскресенская церковь в селе Устье Кадниковского уезда Вологодской губернии. Исторический очерк. - Сост. А.Розанов. - Вологда, 1903; Рязанская губерния. Русское кружево и русские кружевницы. Исследование историческое, техническое и статистическое Софьи Давыдовой. – СПб., 1892; А.С. Серафимович. Русские ведомости, 1912);

- научных (А.А. Котляревский. Взгляд на старинную русскую жизнь по лубочным изображениям. // Сочинения. - СПб., 1889, Т.1.; М.Ф. Ларионов. Предисловие к каталогу выставки лубка, 1911; Н.М. Зоркая. На рубеже столетий. У истоков массового искусства в России 1900-1910 гг. - М., 1976).

Для каждой команды были предложены разные, не повторяющиеся с другими командами, цитаты и копии самих лубочных картинок. Группы должны были сформулировать ответы на вопросы: почему лубок был так популярен у русского народа на протяжении нескольких веков, какую функцию он выполнял.

Ответы и определения давались с точки зрения разных социальных групп:

- произведение искусства, явление культуры (команда «Музей»);

- предмет торговли (команда «Бизнес»);

- средство массовой коммуникации (команда «Журналисты»);

- предмет быта, средство информации, развлечения (команды «Пенсионеры», «Семья»);

- средство пропаганды и одновременно средство распространения вольных мыслей (команда «Власть»);

- старинный комикс, демотиваторы в Интернете (команда «Молодежь»).

В конце игры среди ее участников было проведено открытое голосование за понравившуюся команду. Победителем стала команда «Семья». Впервые принявшие участие в игре старшеклассники и педагоги БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей» предложили организаторам мероприятия провести серию подобных образовательных игр с другими учащимися лицея.

Информация Вологодского государственного музея-заповедника