«У каждого свой Пушкин» – эту фразу можно уже считать крылатой. В богатом литературном наследии Александра Сергеевича мы привыкли находить что-то свое. Сегодня, спустя 200 лет со дня рождения, имя писателя обросло различными легендами и мифами, и у каждого из нас непременно есть своя история, связанная с Пушкиным. Именно такие незаурядные, казусные истории представили в своем спектакле «Опять об Пушкина» режиссер Камерного драматического театра Яков Рубин и актер Евгений Думнов. Премьера состоялась 9 февраля и 10-го – в день смерти поэта.

Для актера из Владимира Евгения Думнова и вологодского режиссера Якова Рубина это пятый совместный театральный проект. Вологжане уже видели их спектакли «Сказка и быль» и «Путешествие воробья». Новая постановка – их взгляд на Пушкина сегодня.

На сцене перед зрителями классический, знакомым многим по школьным учебникам литературы портрет поэта кисти Ореста Кипренского. Звучит произведение Георгия Свиридова «Время, вперед!» – лейтмотив спектакля, ведь время стремительно летит вперед, а Пушкин остается с нами, правда, каким, – уже другой вопрос. В кульминационный момент звучания музыки – хлопок, словно выстрел на дуэли, и портрет разлетается на кусочки, будто картина из пазлов, а главное действующее лицо – рассказчик – начинает свою речь вопросом: «Что в имени тебе моем?». Ответ на него на протяжении всего спектакля будет искать Евгений Думнов.

Стихи Пушкина звучат между строчек разных историй, каждая из которых и о поэте, и о нас с вами. Эти рассказы Михаила Булгакова, Михаила Зощенко, Константина Паустовского, Аркадия Бухова объединяет лишь имя Пушкина. Их герои не ведут литературных споров, не делают из поэта идола. Это простые люди, и каждый из них «сталкивается» с Пушкиным при самых разных обстоятельствах. Чем дальше мы отдаляемся от того времени, в котором жил поэт, тем больше возникает недоразумений, связанных с ним.

Евгений Думнов в спектакле создает свой потрет Пушкина, соединив в нем разные точки отсчета – восприятие поэта сегодня и два века назад. Когда-то писатель пробуждал лирой только «чувства добрые», но со временем стал вызывать и несколько другие эмоции. Например, у одного из героев «из-за Пушкина» отобрали комнату, не предоставив жилья взамен, потому что там когда-то останавливался Александр Сергеевич. Это случилось спустя 90 лет со дня рождения поэта. Кто-то из персонажей просто размышляет, что его бабушку мог качать в колыбели Пушкин, кто-то рассуждает о том, что поэтов надо чтить и даже перекладывать им прохудившуюся печь – вдруг ты делаешь это для «нового Пушкина». Завершающей стала история о Тане и Татьяне. Юной Танечке по прочтению ночью взахлеб «Евгения Онегина» просто не терпелось с кем-нибудь обсудить поразившую ее любовную драму. Но не тут-то было – никто не хотел слушать ее восторженные речи, и даже в школе на уроке учителю показалась важнее тема «Онегин как результат перерождения крупнопоместных молодых людей в тип городского мелкого буржуа перед капиталистическим наступлением города на деревню», чем история любви. Так, по мнению автора, уничтожается любовь к чтению…

В этих историях с юмором и с иронией Пушкин предстает не известным классиком, а простым человеком с которым «общаются», как умеют, герои этих рассказов. Завершается спектакль тем, что рассказчик пытается собрать пазлы, правда, путая их местами, словно показывая, что каждый должен сам решить ребус и ответить, кто для него Александр Пушкин.

Евгению Думнову удалось за спектакль примерить на себя более десятка ролей. Этому актеру присуще умение перевоплощаться буквально за долю секунды в противоположных героев, например, из ученицы-отличницы в отъявленного хулигана-второгодника. Как признался после спектакля Евгений, он очень рад встрече с вологодской публикой, которая всегда принимает его очень тепло и трепетно.

«Идея спектакля родилась из интереса артиста к конкретным рассказам о Пушкине, – отметил режиссер Яков Рубин. – Сначала ему хотелось сделать чтецкую работу, но театр дает намного больше возможностей, и в итоге сочинили такую историю. Наши герои смотрят на Пушкина с разных сторон, порою парадоксально. Некоторые из них «обожглись» при встрече с ним, он остался ими не понят. Поэтому мы придумали такие декорации, которые в начале спектакля разбиваются, разрушая гармоничный пушкинский образ. Затем мы пытаемся его собрать так, как попадаются кусочки пазла. Несмотря на смену эпох, все равно получается Пушкин, и каждый раз – новая картинка».

Теги: Пушкин, Камерный драматический театр
Ирина Сорокина

Новости по теме