Вологодский театр для детей и молодежи 29 июня 2014 года представил на фестивале «Голоса истории» спектакль по одноименной пьесе Фридриха Дюрренматта. Рассказывая о замысле постановки, художественный руководитель театра Борис Гранатов отметил, что проблемы, поставленные в пьесе, актуальны и сегодня: театр не может быть «чистым искусством» - для этого он слишком тесно связан с реальной жизнью, с современностью. А тема противостояния насилию, от кого бы оно ни исходило, всегда остается злободневной.

…Что делать мыслящему человеку, если ему «выпало в империи родиться»? Только кур разводить. Почти все действие спектакля проходит под аккомпанемент кудахтанья. Императорский дворец превратился в курятник. Император Ромул (Эдуард Аблавацкий), сидя на краю ванны, обтирает свежие яички чистой тряпочкой. Казалось бы, он равнодушен ко всему на свете, кроме своих кур, которые все названы именами римских императоров, а одна – в честь германского князя Одоакра. В комичном диалоге со слугами звучит горькая ирония над «императорской долей», хотя говорят они о курах: как ни кукарекай, все равно в итоге – в суп или на сковородку. И от былого величия Римской империи остались только мраморные бюсты императоров прошлого, которые Ромул потихоньку сбывает антиквару – нужны же императору деньги, чтобы заплатить повару…

Вокруг него – псевдопатриотическая суета: военный министр Марес (Екатерина Чаукина) призывает объявить тотальную мобилизацию, министр внутренних дел Тулий Ротунд (Виктор Харжавин) отдает приказ жечь архивы, жена Юлия (Алла Петрик) требует действовать, император Восточной Римской империи Зенон Исаврийский (Игорь Рудинский), просящий об убежище, тоже толкует о сопротивлении. Но император будто не замечает их – наверное, потому, что видит их насквозь. Ведь все они озабочены собственным спасением, а вовсе не судьбой гибнущей империи. На протяжении всего действия идет поиск корабля, на котором можно отплыть на Сицилию – как говорит Юлия, «чтобы продолжить борьбу любой ценой», но император знает, какова истинная цена этих слов. Он погружен в свои мысли и упорно не желает принять гонца, принесшего весть о падении города Павии. На самом деле император предвидит ход событий, и ему уже известно то, о чем так хочет сообщить ему гонец. Нашествие варваров он воспринимает как справедливое возмездие истории: как Римская империя несла гибель другим народам, так и сама она теперь должна пасть под ударами более сильного врага.

Неожиданно представляется вариант спасения – фабрикант штанов Цезарь Рупф (Вячеслав Теплов) предлагает императору сделку. Князь Одоакр готов вывести войска, если ему будет заплачено 10 миллионов. Цезарю Рупфу это по плечу, ведь его бизнес процветает. Он даже способен купить Римскую империю целиком – и император при этих его словах весело оживляется. Но у Рупфа свой интерес: ему не нужна его империя – он хочет в жены дочь императора Рею (Алёна Данченко). Ее жених Эмилиан (Тимур Миргалимов) три года томится в германском плену, и о судьбе его ничего не известно. Внезапно появляясь во дворце, он, искалеченный пытками и измученный унижением, жаждет мести: пробираясь на родину из плена, он видел зверства армии германцев. Он согласен отдать свою невесту в жены фабриканту, как согласны с этим все – кроме Ромула. По его убеждению, нет смысла спасать то, что уже мертво, и поддерживать то, что должно рухнуть. И жертвовать человеком во имя Родины – нельзя.

В итоге Ромул остается один на один со своей судьбой. Верные слуги предпочли работу при дворе Одоакра, который уже вступил в Рим. Семья и все приближенные отбыли на Сицилию – и погибли... Ромул принимает эти известия отстраненно – ведь он и сам ждет смерти от рук завоевателей. Но встреча с Одоакром (Александр Лобанцев) становится для него потрясением: вождь германцев выглядит как «переодетый византийский ботаник», со знанием дела рассуждает о куроводстве и не собирается его убивать. Он рассказывает Ромулу о том, для чего затеял этот поход на Рим – в надежде утихомирить свой воинственный народ, завоевав новые земли. Но война есть война – и Одоакр понял, что не в силах в одиночку противостоять жестоким инстинктам. Он ищет в Ромуле союзника. И Ромул, который стал императором именно для того, чтобы разрушить империю, соглашается объявить Одоакра королем Италии. Соглашается в надежде на то, что у того получится подарить людям хотя бы несколько лет жизни без войны и насилия.

Драматическую напряженность финалу придает фигура племянника Одоакра, юного Теодориха (Александр Андрюшин). Жанр пьесы Фридриха Дюрренматта, по которой поставлен спектакль, обозначен как «недостоверная историческая комедия». Римский император и вождь варваров, казалось бы, поняли друг друга в своем стремлении к миру и справедливости. Но истории известно, что будущее – за Теодорихом, и его действительно назовут Великим, как и опасается Одоакр. И тем не менее, два идеалиста, ненавидящие насилие, настолько убедительны, что фанатичного Теодориха не хочется воспринимать всерьез. Зрителю остается размышлять о том, что же все-таки в большей мере движет историей человечества – агрессия или гуманность, вражда или терпимость, зло или добро?..

Теги: Голоса истории, ТЮЗ
Светлана Гришина

Новости по теме