12+

Рассказом об экономическом значении Мариинской водной системы завершается архивный проект «Между Волгой и Балтикой»

Экономическое значение водной системы было важно для развития не только местного региона, но и всей Российской империи. Государственно-экономические интересы, связанные с эксплуатацией Мариинского водного пути для перевозки грузов из Волжского бассейна в Санкт-Петербург, заключались в нескольких факторах. Во-первых, Волжско-Камский бассейн давал в урожайный год до 500 млн. пудов хлеба. Во-вторых, в Рыбинск, являвшийся распределительным пунктом поступающего на рынок хлеба, ежегодно поступало до 120 млн. пудов, а стоимость доставки от Рыбинска до Петербурга, в соответствии с которой, главным образом, и устанавливались цены на хлеб, получалась меньше стоимости железнодорожной доставки в среднем на 4,5 копейки с пуда. На весь Европейский Север России хлеб и другие стратегические припасы с Волги доставлялись преимущественно Мариинским водным путем. Кроме хлеба, нефти, сена и строительных материалов в Петербург ежегодно привозилось до 150 млн. пудов леса, тогда как по железным дорогам (кроме Финляндской) – только 40 млн. пудов. Также не сбрасывалось со счетов и то обстоятельство, что на сплаве леса, лесопильных заводах, а также на строительстве судов и тяге было занято большое количество людей.  

В 1911 году система могла пропускать суда с подъемной силой около 51 тыс. пудов. Пропускная способность составляла 120 млн. пудов грузов, время следования по пути Рыбинск-Петербург – от 30 до 50 суток, фрахт – от 6 до 11 копеек с пуда груза. Общая протяженность пути от Рыбинска до Петербурга через 4 озера, 6 рек, 6 каналов, 37 шлюзов, составляла 1054 версты.  

Для своего времени Мариинский водный путь являл собой выдающееся гидротехническое сооружение, которое внесло огромный вклад в экономическое развитие России. Постоянная реконструкция системы – это следствие не столько ее несовершенства, сколько показатель промышленного роста, прилегающих территорий, развития судоходства и увеличения товарооборота. Являясь важным стратегическим объектом, Мариинская водная система сыграла свою роль в Первую мировую и даже в Великую Отечественную войну, будучи главным водным путем, соединяющим Волгу и Балтику. Более того, своим существованием Мариинская водная система в большой степени способствовала строительству и вводу в эксплуатацию Волго-Балтийского канала.

В настоящее время возрастает интерес к этой рукотворной водной артерии, связанный с развитием внутреннего туризма. Невероятной красоты природа и сохранившиеся каналы Мариинки наряду с суровыми климатическими условиями и сложенным рельефом привлекают внимание путешественников, вселяют гордость за наших предков, имевших невероятное упорство воли и смелость духа для воплощения сего грандиозного замысла в жизнь. 

Государственный архив Вологодской области