12+

Между симптомом и диагнозом: «Плюсовая поэзия» о судьбах автора и текста и о том, куда идет литература

Количество, как известно, рано или поздно переходит в качество, а то количество стихов и прозы, которое прозвучало за 13 лет на фестивале «Плюсовая поэзия», неизбежно должно было в один прекрасный момент вылиться в серьезный разговор о том, для чего вообще всё это. В смысле, пишется, читается, критикуется, лайкается в соцсетях – или не читается… и далее по тексту. Нынешний, юбилейный – 15-й по счету – фестиваль не случайно начался с круглого стола «Игра литературных престолов: зима близко? Исчез ли текст из литпроцесса?». Его участники – «практикующие» поэты, прозаики, критики и литературоведы – поделились своими наблюдениями над современным литературным процессом, который они видят с разных сторон.

«Куда качается литературный маятник, хорошо видно по критике, – говорит Елена Погорелая, редактор отдела современной литературы журнала «Вопросы литературы». – В 90-е годы, которые мы сейчас воспринимаем как точку отсчета современной литературы, критика процветала: это время монографий, длинных концептуальных статей, расцвета литературных журналов. А потом маятник пришел в точку глянцевой, сетевой критики – герметичного короткого высказывания, которому как будто и не требуется читатель. Сейчас мы медленно движемся к стадии синтеза того и другого. Примирить философию и сиюминутное высказывание, найти баланс между осмыслением и фиксацией мгновения, между симптомом и диагнозом – в этом задача современной литературы». Среди литературных жанров, по оценке критика, сегодня на повестке дня нон-фикшн – документальное высказывание: читатель хочет достоверности, а не вымысла. Это подтверждают лонг- и шорт-листы литературных премий.

«Сейчас для автора актуален вопрос не о том, что и как написать, а как себя подать, – замечает поэт и литературный критик Людмила Вязмитинова. – 80% энергии автор должен потратить на раскручивание себя. Опубликоваться в эпоху сетевой литературы не проблема – вопрос в том, читают ли тебя». Судьба автора и текста определяется реакцией публики, а чем определяется эта реакция – вопрос. Авторы переживают о количестве просмотров и лайков, но равно ли оно количеству читателей? Не начинает ли опубликованный текст жить сам по себе, вне привязки к имени автора? Сложен сегодня и вопрос авторитетов в литературе – участники круглого стола сошлись во мнении, что их практически нет. Простота публикации снижает качество текста, обращает внимание литературовед Елена Титова, преподаватель ВоГУ: по ее мнению, популярный ресурс Стихи.ру не что иное, как хранилище черновиков. И, тем не менее, литература жива и будет жить, а необходимость «раскрутки» своих текстов и своего имени не должна ущемлять творческой свободы автора.

От теоретических споров маятник фестиваля неизбежно качнулся в сторону практики: как всегда, звучало много стихов, прошли презентации новых книг. Главным поэтическим событием фестиваля стал «Вечер звёзд» в малом зале колледжа искусств, где выступили вологодские авторы и гости из разных городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Липецка, Нижнего Тагила, Нижнего Новгорода и Череповца. «Солистами» вечера стали поэты премии «Антоновка. 40+», учрежденной в память поэта, прозаика, драматурга и критика Алексея Антонова, преподавателя Литературного института им. А.М. Горького, его учениками и последователями. В зале колледжа «плюсовые поэты» собирались впервые, и участников фестиваля приветствовал директор Лев Трайнин, который даже сыграл для них на скрипке.

Помимо музыки, «плюсом» фестиваля в этом году стал новый флешмоб «Километры стихов» на улице Чернышевского. На этот раз его участники, невзирая на сложные погодные условия, развесили вокруг Дома дяди Гиляя, штаб-квартиры фестиваля, рукописи своих стихов, выразив тем самым протест против засилья гаджетов. Затем все отправились на экскурсию в дом Извощикова: это старинное здание, объект культурного наследия регионального значения, было отреставрировано в этом году его хозяином Германом Якимовым. Дом дяди Гиляя соседствует с другим памятником архитектуры, который также был реставрирован предпринимателем – в доме с лилиями участники «Плюсовой поэзии» побывали на прошлом фестивале. На экскурсии по дому Извощикова они не только узнали о реставрации дома, в котором теперь располагается цветочный магазин, но и почитали стихи в его уютных интерьерах.

Фестиваль «Плюсовая поэзия» – яркое явление литературной жизни Вологды и особенно примечателен тем, что это полностью волонтерский проект: у фестиваля нет бюджета, и вся работа по его организации и проведению ведется на добровольной и безвозмездной основе. Если участников первых фестивалей приходилось приглашать, обзванивая по телефону, то теперь желающие участвовать заранее звонят и пишут сами. Каждый фестиваль его организаторы – Вологодское отделение Союза российских писателей – стараются сделать не похожим на предыдущий. Нынешняя «Плюсовая поэзия» прошла под девизом #одобрено_филологами, и ученые-литературоведы, принявшие в нем участие, внесли свою лепту в научное осмысление творчества современных авторов.

Светлана Гришина