12+

Болгарский режиссер ставит в вологодском «Теремке» спектакль по сказке Гауфа «Мнимый принц» в онлайн-режиме

Премьера спектакля с восточными мотивами по сказке Вильгельма Гауфа «Мнимый принц» вовсю готовится в Вологодском театре кукол «Теремок».

Для творческой команды спектакля эта работа стала настоящим экспериментом: впервые в «Теремке» постановку делают в онлайн-режиме.

Дистанционные репетиции – не дань моде, а необходимость и вынужденная мера. Из-за карантина творческая команда – режиссер Христина Арсенова, художник спектакля Емелияна Андонова-Тотева, автор пьесы Пламен Андреев и композитор Владимир Джамбазов – не могут приехать в Вологду из Болгарии, где они живут и работают. Но благодаря современным онлайн-возможностям им удалось «преодолеть расстояние», хотя, по их словам, в процессе работы над спектаклем возникало много трудностей.

На этот отчаянный шаг, как отмечает режиссер, она согласилась только потому, что абсолютно доверяет вологодским актерам. В 2015 году Христина Арсенова уже ставила в «Теремке» спектакль по комедии Шекспира «Как вам это понравится», поэтому знала о высоком профессионализме труппы театра.

О том, как шла работа над новым спектаклем «Мнимый принц» в дистанционной форме, рассказали cultinfo его создатели режиссер Христина Арсенова и актеры театра «Теремок».

Христина Арсенова: О конечном результате еще сложно говорить, потому что я вижу спектакль через экран. Нет точного представления, как падает свет, какая глубина и объем сцены. В таких условиях сложно давать оценку. Было много трудностей в процессе, и, пожалуй, я больше не соглашусь работать в таком режиме. Надеюсь, онлайн-постановка останется крайней мерой, потому что никакой экран не заменит живое общение, живые эмоции, а театр и существует ради этого.

Актеры – большие молодцы. Из-за дистанционного общения, конечно, возникали проблемы: иногда им приходилось просто угадывать, что я пытаюсь донести. Но у ребят хорошая дисциплина и замечательные способности: они настолько синхронно и слаженно работают в команде! Куклы в их руках буквально оживают на сцене. На самом деле за этим стоит сложная кропотливая работа, зритель же видит только ее результат.

Несмотря на длительный карантин, вологодские актеры в отличной форме: я в полном восторге от их профессионализма. Самое главное – у них есть огромное желание работать, они очень ответственно подходили к репетициям.

Вообще, люди искусства – это люди мира, для них нет границ и национальные особенности не важны. Но представители этой профессии в разных странах могут показать аудитории другой образ мышления, другой взгляд, другой подход, другую эстетику. У вас в России еще и удивительный зритель, очень тонкий, у него какое-то особое отношение к театру, уважение к работе актеров. И тем больше я волнуюсь, как ваш зритель примет спектакль – ведь мы работали в таком непривычном для нас режиме.

В постановке «Мнимый принц» задействованы пятеро артистов: Андрей Васильев, Валентин Овсянников, Наталия Савенкова, Анна Насонова и Виталий Витол. Для них дистанционные репетиции тоже стали творческим испытанием.

«Новая постановка для актеров всегда волнительное событие, мы каждый раз подходим к материалу с трепетом и осторожностью. А тут получается вдвойне волнительно из-за этого дистанционного общения с режиссером, – призналась Анна Насонова. – Очень важно понять, что тебе хотят передать через километры, затем перенести это все на сцену, и, наконец, донести до маленького зрителя. Это такой неимоверный перевертыш. Живое общение намного приятнее разговоров с экраном».

«Когда эмоции проходят через экран, то часть их просто гасится, – отметил Андрей Васильев. – Через экран все сложнее, нужно обговаривать любую мелочь, вплоть до того, куда нам встать, что делать. Когда разводили сам рисунок спектакля, много времени уходило на то, чтобы просто сориентироваться в пространстве. Через экран режиссеру сложно понять объем самой сцены, сложно расставить актеров для того или иного эпизода».

«Мнимый принц» – не самое известное произведение Гауфа. В российских кукольных театрах его еще не ставили. «Теремок» решил, что это будет интересный опыт. Директор театра Елена Бухарина предложила Христине Арсеновой эту историю и режиссеру идея понравилась: к сказкам Гауфа она всегда относилась с симпатией, считая их жизненными и актуальными.

«Мнимый принц» – это сказка про то, что возможность быть или не быть счастливым зависит от самого человека. «Люди всю жизнь открывают для себя давно известные истины, – рассуждает Христина Арсенова. – “Будь собой!” – простая истина, но определить, кем ты являешься на самом деле, не так легко. Человек часто преследует недостижимые цели, жаждет бессмысленных ценностей. Но важно только то, что у тебя внутри. И если тебе повезло иметь что-то, чего нет у других, то в этом и нужно искать своё счастье. И выбор быть счастливым или несчастным зависит от самого человека. О таком выборе и о его последствиях идет речь в «Мнимом принце». Лучшая жизнь – не просто иметь все то, о чем мечтаешь, а уметь быть счастливым с тем, что у тебя уже есть. И тогда именно ты будешь принцем в своей жизни».

Вологодский «Теремок» известен как театр, готовый на художественные новшества и эксперименты. В новом спектакле тоже без них не обошлось. Впервые на сцене – песочная «река», подчеркивающая восточный колорит этой сказки. Еще одна «изюминка» спектакля – планшетные куклы с человеческий рост, с которыми непросто совладать актеру.

«Сейчас мы ждем разрешения вылетов из Болгарии в Россию, чтобы всей нашей дружной командой встретить режиссера и художника и показать им спектакль вживую, услышать их замечания и окончательно завершить работу, – рассказала Елена Бухарина. – Несмотря на сложности, мы считаем, что проект в целом удался. Конечно, не хотелось бы, чтобы дистанционная работа с режиссером в театре стала нормой. Живую энергетику экран заменить не в силах».

Спектакль «Мнимый принц» рассчитан на семейный просмотр, раскрывает актуальную как для детей, так и для взрослых тему: поиск своего места в жизни, который и делает человека действительно счастливым. Надеемся, скоро у зрителей Вологодского театра кукол появится возможность оценить эту постановку.

Ирина Сорокина