Кирилло-Белозерский музей-заповедник на своих информационных площадках представил один из значимых памятников декоративно-прикладного искусства 1630-1635 годов ‒ посеребренное паникадило, игравшее важную роль в создании интерьера одного из богатейших и красивейших храмов Древней Руси ‒ Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря.

Научные сотрудники музея представили пользователям сети своё открытие – впервые указали точную атрибуцию памятника в плане вкладчика. Оказывается, данное паникадило является одним из сохранившихся ранее неизвестных вкладов родственников царя Михаила Фёдоровича Романова – бояр Стрешневых.

Сотрудник научного отдела Кирилло-Белозерского музея-заповедника Е. Г. Щурина утверждает: «Впервые паникадило упоминается в храме – «против больших дверей, промеж столпов» – в описи 1635 года. Эта же опись сообщает имя вкладчика ‒ Василия Ивановича Стрешнева, боярина и воеводы, в 1646 году получившего почетный титул наместника вологодского.

На его вклад 1630 года были написаны 25 образов праотеческого чина в Успенский собор. В то же время Вкладная книга Кирилло-Белозерского монастыря XVII века называет вкладчиком паникадила боярина, отца царицы Евдокии, второй жены царя Михаила Федоровича Романова, ‒ Лукьяна Степановича Стрешнева. По сведениям Вкладной книги боярин в течение трех лет, с 1630 по 1632 год, дал 120 рублей, на которые по его приказу было куплено паникадило в соборную церковь. В середине XIX века оно висело уже над амвоном».

Елена Геннадьевна рассказывает, что это было единственное паникадило в Кирилло-Белозерском монастыре, верх которого украшало литое изображение птицы (или птицы-неясыть). В каркасы других аналогичных осветительных приборов были встроены скульптурные фигуры двуглавых орлов, звериных и с двумя лицами человеческих глав, ангелов и изображения церкви. Такие паникадила могли изготовить как западноевропейские, так и русские мастера, стремившиеся более эффектно украсить светильники декоративными деталями.

«Паникадило из Успенского собора имеет узорчатые ветви-кронштейны, отходящие от центрального стержня, пять световых ярусов и четыре декоративных. Кронштейны крепятся в пазы дисков, расположенные на пяти литых деталях столба. На верху паникадила ‒ птица с опущенной головой, над ней размещено кольцо для подвешивания светильника, украшенное с двумя литыми фигурками коней. Внизу паникадило завершено объемным посеребренным яблоком, выполненным из просечного металла в технике литья», – рассказывает Елена Щурина.

В собрание музея это паникадило поступило в 1924 году. В 2012 году оно было передано в Вологодский филиал Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И. Э. Грабаря на реставрацию. В 2013 памятник был возвращен в Успенский собор, на свое место перед иконостасом, и засиял заново, ярким блеском подчеркивая красоту и величие уникального творения старых мастеров.

Возможность увидеть вклад родственников Михаила Романова представится всем желающим сразу после открытия туристического сезона в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике – ценный экспонат по-прежнему находится на своём месте – в Успенском соборе.

Теги: Кирилло-Белозерский музей-заповедник
Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Новости по теме