12+

Этапы возрождения Спасо-Прилуцкого монастыря показали на выставке в самой обители

В Спасо-Прилуцком монастыре 30-летие восстановления святыни и возрождения в ней духовной жизни отметили выставкой, которую организовали Вологодская митрополия, региональное отделение Союза реставраторов и ООО «Образ Севера».

На выставке представлены черно-белые и цветные фотографии начиная с 1950-х годов – именно с этого времени на территории монастыря начали планомерно проводить реставрационно-восстановительные работы. На снимках запечатлен процесс реставрации, сам монастырь и события, с ним связанные.

Примечательно, как восстанавливали в советское время накренившуюся стену обители:

«Ее разделили на четыре части, восстановили, сделали вычинку (заменили старые, развалившиеся кирпичи), и сейчас стена стоит прямо. Пользовались при этом простыми методами: буквально подкладывали бревна и поднимали на домкратах», – объяснила организатор выставки, реставратор и древлехранитель Вологодской епархии Ольга Соколова.

Значимой вехой в жизни обители стал 1992 год. Именно тогда весь монастырь был передан Русской Православной Церкви.

«Спасо-Прилуцкий монастырь стал первой обителью на Вологодчине, которая была возрождена для духовной монашеской жизни. Для наших земляков тот момент был благой вестью. И не случайно вологжане с энтузиазмом стали помогать немногочисленной братии восстанавливать обитель. Надо сказать, что Спасо-Прилуцкий монастырь в отличие от других обителей Вологодчины находился не в столь плачевном состоянии, более того – планомерно реставрировался и восстанавливался как памятник архитектуры», – рассказал отец Дионисий Воздвиженский.

Отец Дионисий был наместником монастыря с 1996 по 2014 год. В этот период также активно проводились работы по восстановлению памятников на территории обители. Сам бывший наместник по своему светскому образованию – реставратор. На данный момент отец Дионисий является настоятелем Спасо-Каменного Преображенского мужского монастыря.

Кроме фотографий, на выставке можно увидеть рабочие материалы, которыми пользовались реставраторы при восстановлении внутреннего убранства церквей. Среди предметов есть так называемая басма – металлические листы с выбитым на них узором. Басма, к примеру, использовалась при отделке раки Димитрия Прилуцкого.

Здесь же представлены и кусочки слюды – маленькая хитрость древних мастеров, благодаря которой элементы декора «оживали», мерцая при свете свечей. В одной из витрин можно увидеть подлинный фрагмент иконостаса, сделанный с применением этой технологии.

Притягивают глаз и другие яркие детали, использовавшиеся при воссоздании утраченного иконостаса. Большого труда и аккуратности требовал процесс их золочения. Тоненькие листы золота брались кончиком кисти из беличьей шерсти и наносились на тщательно подготовленную поверхность. «На золото нельзя было ни выдохнуть, ни кашлянуть, иначе оно свернется, и после уже ничего с ним не сделаешь, не расправишь», – отмечает Ольга Соколова.

Есть среди экспонатов на выставке и те, которые имеют к Спасо-Прилуцкому монастырю лишь опосредованное отношение. Например, искусно сделанный металлический дымник с флюгером. Он был найден не на территории обители, и его происхождение еще выясняется. Но организаторы выставки решили дать посетителям уникальную возможность рассмотреть вблизи данный элемент архитектуры. На зданиях самого Спасо-Прилуцкого монастыря дымники выложены из кирпича.

Интерес на выставке представляют также старинные церковные одежды, предметы церковной утвари и восстановленные иконы.

Выставка работает в здании монастырского сушила по адресу: Вологда, ул. Монастырская, 2.

Алина Махлина