«Ездят на «пауке» так. Встаешь на подставку на заднем колесе, держась руками за руль. Второй ногой отталкиваешься, и пока велосипед едет накатом, надо встать на подножке, сесть на сиденье и поймать ногами педали. Если не успеваешь – падаешь. Ехать тоже сложно. И педали, и руль находятся на одной оси, давишь на правую педаль – руль дергает вправо, давишь на левую – влево. Когда приноравливаешься, ехать можно со скоростью около 30 км/ч, голова при этом на высоте 2,5 метра, и это довольно страшно. Слезая, отпускаешь педали, и пока велосипед едет накатом, левая нога ловит подножку, и всё происходит в обратном направлении. В Лондоне раз в год проходит чемпионат мира в гонках на «пауках». Смотреть на это страшно, но зрелище яркое».

Этот впечатляющий рассказ – инструкция московского коллекционера Андрея Мятиева по езде на пенни-фартинге, или велосипеде-пауке. Необычные велосипеды с огромным передним и маленьким задним колесом (отсюда и название: монета в один пенни была намного больше фартинга) видел каждый – на старинных фото, на иллюстрациях или… в цирке. Кстати, именно о таком экземпляре говорится в знаменитом рассказе Марка Твена «Укрощение велосипеда». Теперь у вологжан появилась возможность увидеть пенни-фартинги, а также многих других «предков» современных велосипедов на выставке «Быстроног – велосипед по-русски», которая открылась в художественном отделе Вологодского музея-заповедника.

Первый антикварный велосипед Андрей Мятиев приобрел в 1987 году, еще будучи школьником, за 40 рублей, сэкономленные на школьных завтраках и заработанные на уроках «производительного труда». Это был велосипед фирмы «Bianchi», привезенный из Италии в середине 30-х. В 1937-м его хозяин был арестован, и велосипед 50 лет провисел на стене в сарае: во время обыска шины изрезали в поисках «секретных бумаг», а заменить нестандартные покрышки было нечем… Андрей Мятиев починил велосипед и уже на следующий год выехал на нем на парад антикварной техники.

Сейчас в коллекции Андрея около 800 исторических велосипедов, самому старому из которых более 150 лет, а весь фонд его музея насчитывает порядка 150 тысяч единиц хранения. Львиная доля экспонатов – это фотографии, документы, и чертежи, в частности, технические архивы двух велосипедных заводов, которые коллекционеру удалось спасти буквально из-под руки макулатурщика. На выставке в Вологде велосипедов всего 18, но каждый из них иллюстрирует собой отдельный этап «велоэволюции».

Изобретателем велосипеда считается немец Карл фон Дрез, который получил патент на новое средство передвижения в 1817 году. А вот русский Ефим Артамонов – личность скорее легендарная: изобретение им велосипеда в начале XIX века не подтверждается никакими документами. Сначала велосипеды напоминали современные беговелы – чтобы ехать, нужно было отталкиваться ногами от земли. Первые конструкции с педалями были придуманы французскими каретными мастерами в 1860-х годах и назывались «костотрясами». Пенни-фартинги, или «пауки» были изобретены позднее – как ни странно, для усовершенствования процесса езды: большое переднее колесо было единственным способом увеличить расстояние, которое велосипед проходит за один оборот педалей. Когда был изобретен цепной привод, необходимость в огромном колесе отпала, и появились так называемые велосипеды-сейфти – безопасные: человек, сидя в седле, всегда мог достать ногами до земли и не рисковал упасть.

Выставка не только показывает старинные велосипеды, но и рассказывает о зарождении велосипедной культуры в дореволюционной России. Как развивалось производство отечественных велосипедов, зачем велосипедисты объединялись в общества, как строились их взаимоотношения с властями, как использовался велосипед в армии – обо всем этом можно прочесть на специальных баннерах или узнать из рассказа экскурсовода. Вторая половина XIX и начало ХХ века не случайно считаются временем велосипедного бума. Велосипед стал настолько популярен, что изображения велосипедистов стали помещать на сувениры, посуду и предметы быта. Отдельная статья – старинные фотографии, запечатлевшие моменты велопрогулок. А один из самых неожиданных экспонатов выставки имеет вологодское происхождение. Это вышитое полотенце с изображением чертей на велосипедах было изготовлено в 1904 году в селе Шебеньгский Погост – на территории современного Тарногского района.

Столь необычная для художественного отдела выставка, как отметила директор Вологодского музея-заповедника Юлия Евсеева, отвечает интересам современного зрителя. Андрей Мятиев активно выставляет свою коллекцию – не так давно она была представлена в Костромском музее и вызвала большой интерес и посетителей, и музейщиков. Такие проекты технической направленности расширяют музейную аудиторию, а тема велосипедов близка буквально каждому. В музее уверены, что выставку посетят многие вологжане, а пока всем предлагается поискать в семейных архивах фото с велосипедами – чуть позднее музей объявит акцию по сбору таких фотографий.

Выставка «Быстроног – велосипед по-русски» работает в художественном отделе Вологодского музея-заповедника до 31 мая 2020 года.

Теги: вологодский музей-заповедник, выставка, коллекционеры
Светлана Гришина

Новости по теме