Ее экспонатами стали 50 кукол, которые представила публике вологжанка Людмила Клевакичева. Собирание кукол – ее давнее увлечение, хотя коллекционером она себя не считает, приобретая только то, что нравится. Благодаря ей в музейных витринах на два месяца поселились куклы, сделанные в конце XIX – начале ХХ века, и их современные «родственницы», выполненные по старинным образцам. Как рассказала заведующая художественным отделом музея-заповедника Елена Лубенцова, куклы попадают к хозяйке в разном состоянии – некоторые приходится серьезно реставрировать, ремонтировать одежду, докупать предметы гардероба. Каждая кукла – миниатюрная «копия» человека: черты лица тщательно проработаны, многие куклы умеют моргать глазами. Для создания старинных дорогих кукол использовались натуральные волосы, которые укладывались в затейливую прическу. Тщательно продуман и гардероб кукол, повторяющий в мельчайших деталях когда-то модные богатые костюмы.

Интерес к кукле не угасает никогда, но в разные исторические эпохи и в разных слоях общества куклы выглядели по-своему и имели свое назначение. Сегодня мы считаем куклу прежде всего игрушкой для девочек определенного возраста, и это ее «вечная» функция. Однако в народной традиции куклы служили еще и оберегами, помощниками в быту, были участниками некоторых обрядов. В новое время в Европе искусно сделанная кукла-манекен почти в рост человека с сундуком нарядов была желанной гостьей при королевском дворе: так в те времена узнавали о том, как одевается высший свет за границей. Эта традиция сохранялась и позднее, когда дорогих кукол в точных копиях последних модных нарядов выставляли в витринах магазинов, и дамы, следящие за модой, заказывали модисткам наряд, как у куклы.

В XIX веке куклы были штучным товаром: мастер делал несколько экземпляров, а затем форма, по которой отливалась головка, уничтожалась. У каждой куклы было клеймо с номером и сведениями об изготовителе. Хорошая фарфоровая кукла была хрупкой и стоила очень дорого, так что даже детям из богатых семей поиграть с ней удавалось редко, да и то только под присмотром взрослых. Увлекались куклами не только дети – это мог быть подарок жениха невесте, мужа – жене, служили куклы и для украшения интерьера. Очарованию кукол поддавались и мужчины: знаменитый кукольный дом Нащокина, друга Пушкина, был настоящим произведением искусства. На крошечной серебряной люстре можно было зажечь свечи, а на маленькой арфе супруга Нащокина играла с помощью вязальной спицы.

«В музее «Мир забытых вещей» есть кукольная комната, подаренная дизайнером Аленой Ковалевой много лет назад, – рассказывает хозяйка музея Татьяна Касьяненко. – Когда в 90-е годы дети приходили на экскурсии в Сонечкину комнату, я спрашивала, есть ли у них любимые куклы – и все девочки, как одна, называли Барби. А сейчас в куклы почти не играют – думаю, что такого не должно быть. Играя с куклой, девочка воспитывает в себе будущую маму и хозяйку дома. Надеюсь, что даже равнодушные к куклам девочки, посетив эту выставку, изменят свое отношение к кукле».

«Сейчас куклу в массовой культуре часто демонизируют, – замечает заслуженный работник культуры России Ангелина Глебова. – На экраны выходят фильмы, где кукла выступает главным злодеем. Конечно, это может навсегда отвратить ребенка от кукол. Выставка, которая открылась в музее, показывает куклу как романтическое существо, полное обаяния».

Экспозицию составляют в основном куклы немецкого производства, есть и английские, изготовленные по французским образцам, и современные деревянные куклы американской фирмы. В одной из витрин представлены авторские куклы, выполненные «с оглядкой» на антикварные образцы. Дополняют впечатление кукольные аксессуары и мебель, а также ретрофотографии. Многоликие куклы – нарядные девочки-принцессы, романтичные барышни и утонченные дамы, каждая со своим характером, – напомнят посетителям о детстве и о сказке.

Теги: Людмила Клевакичева, вологодский музей-заповедник, кукла
Светлана Гришина

Новости по теме