Театр работающей молодежи, существующий при вологодском экспериментальном театре-студии «Сонет», совместно с благотворительным фондом «Утешение» создали инклюзивный спектакль «Привет, давай поговорим!» по одноименной повести американской писательницы Шэрон Дрейпер. В постановке приняли участие ребята с ограниченными возможностями здоровья – с диагнозом ДЦП и ментальными нарушениями. Накануне в «Сонете» состоялся его премьерный показ.

«Большинство людей даже не понимают, какая сила таится в словах…»

Главная героиня спектакля Мелоди не похожа на других людей. Девочка-подросток передвигается на розовой инвалидной коляске и не может ходить, говорить, самостоятельно есть… На приеме у врача она бессильна даже перед пластмассовыми кубиками – руки не слушаются, и вместо того, чтобы выбрать нужный, она с грохотом роняет их на пол. Бессильна Мелоди и перед «приговором» в медицинской карте…

При этом у Мелоди необыкновенная память, она видит, чувствует и слышит то, что обычные люди не замечают. Больше всего она мучается из-за отсутствия возможности говорить и быть такой, как другие дети. В спектакле мысли главной героини озвучивает «дублер»: «Любой может сказать все словами. Любой, но не я. Уверена, большинство людей даже не понимают, какая сила таится в словах. А я понимаю. Мыслям нужны слова. Словам нужен голос».

Однажды в жизни Мелоди случается поворотный момент: она получает медиатолкер –прибор, с помощью которого может говорить. Внезапно перед ней распахнулись двери в мир, но захочет ли этот мир принять не такую, как все?..

«Человек не сводится к строчке в медицинской карте…»

Главную героиню в спектакле играет Аня Лепакова, с Мелоди у них одинаковый диагноз –ДЦП. Вместе с ней на одной сцене проживают жизнь своих героев не профессиональные актеры, а обычные люди: школьники, студенты, работающая молодежь. Четверо из 16-ти имеют ограничения по здоровью. История, которую они представили зрителям, – это история про преодоление себя, про принятие, про чуткость и понимание того, что никаких границ для общения не существует. Эта история также о том, насколько горячо может быть желание жить полноценной жизнью, несмотря на диагнозы и ограничения, и как порой важно протянуть руку и просто сказать: «Привет, давай поговорим!».

По замыслу режиссера, Мелоди все-таки заговорила. Сама. Без помощи медиатолкера, робко и по слогам. Этот момент – напряженный, надрывный, кульминационный – тот самый, когда Аня Лепакова, до этого существующая на сцене исключительно молча, взглядом и эмоциями, вдруг произнесла: «Рейк-я-вик». Это был ответ на самый сложный вопрос в интеллектуальной игре, на который из всей команды, состоящей из здоровых людей, знала ответ только она – девочка с ДЦП. Но ей не суждено было ответить на него под телевизионными камерами, потому что команда на турнир отправилась без нее.

Для того чтобы быть услышанной, героине спектакля пришлось прорываться через череду разочарований, стену непринятия и недоверия, отрезвляющего понимания, что люди стыдятся ее общества и не желают признавать глубину ее ума и внутреннюю силу. Ей пришлось доказывать миру обычных людей, что инвалидная коляска, диагноз и ярлык «не такая» не имеют значения…

«Нам было важно показать, что взаимодействие действительно возможно, пусть и через преодоление. Если в жизни мы можем не замечать особенных людей, то здесь, на площадке, работая плечо к плечу и смотря друг другу в глаза – это невозможно», – отметил автор инсценировки по повести Шэрон Дрейпер, сотрудник музея «Семенково» Дмитрий Мухин.

Розовый велосипед

«За несколько месяцев, что шла работа над спектаклем, ребята, участвующие в нем, выросли, раскрылись, научились общаться: Аня с Лерой (Валерия Верещако, исполнительница роли «дублера») заходят друг за другом и каждый день вместе едут на автобусе; на репетициях любой поднимет и принесет за Аню кубик, потому что это естественно; если Аня застегивает молнию на куртке, ей просто подходят и помогают. По-моему, ради этого и стоило «жить» спектаклем с марта по сентябрь. Если эти 16 человек научились общению, значит, все смогут. Главное замечать, слышать, пропускать через себя и не проходить мимо», – поделилась режиссер Театра работающей молодежи(ТРаМ) Ольга Бороздина.

«Нам очень важно донести до людей, что мы должны не бояться, не сторониться, а чувствовать…», – добавила руководитель благотворительного фонда «Утешение» Алла Костерина.

Дмитрий Мухин рассказал об интересном закулисном моменте, показавшимся знаковым участникам и авторам спектакля: «Сложно было найти визуальную форму для обозначения медиатолкера. В спектакле это не просто прибор, который помогает говорить. Он помогает жить и является воплощением мечты девочки. В какой-то момент Ольге Бороздиной пришла мысль сделать медиатолкер в форме велосипеда. И вдруг оказалось, что у Ани всегда была мечта покататься на велосипеде – для нее очень сложная и практически неосуществимая. Так и появился этот странный розовый велосипед – переднее колесо и руль, который крепится к инвалидной коляске. Удивительным образом все срослось: мысль, которую хотелось донести в спектакле, очень хорошо «легла» на этот предмет».

Инклюзивный спектакль стал частью проекта «Привет, давай поговорим!», благодаря которому дети и молодые люди с ограниченными возможностями здоровья осваивали азы актерского мастерства. Его реализация осуществлялась на средства президентского гранта, выигранного благотворительным фондом «Утешение» и Молодежным экспериментальным театром-студией «Сонет». В планах создателей спектакля – 10 показов, в том числе в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Радуга» в Уткино и Кадниковском детском доме-интернате для умственно отсталых детей.

 

 

Теги: Сонет, Фонд утешение
Кристина Страмова

Новости по теме