12+

«И я шептал их, как молитвы»: стихи Варлама Шаламова стали основой моноспектакля, показанного в Вологде в дни памяти поэта

Дни памяти Шаламова традиционно проходят в Вологде в середине января: 17 января 1982 года – день смерти писателя. Почти два десятка лет Шаламов провел в лагерях, и его творчество, как и сама его биография, стало воплощением сопротивления человека нечеловеческому порядку. Став одним из первых, кто поднял в литературе тему ГУЛАГа, он, однако, считал главным содержанием своей прозы и стихов размышления о противостоянии личности уничтожающим ее силам и обстоятельствам. «Я пишу о лагере не больше, чем Экзюпери о небе или Мелвилл о море, – говорил о себе Шаламов. – Мои рассказы – это, в сущности, советы человеку, как держать себя в толпе».

О том, что помогло Шаламову выстоять в испытаниях, выпавших на его долю, размышляют в моноспектакле «Поэт» актриса вологодского ТЮЗа Яна Лихотина и череповецкий режиссер Анна Иванова. Постановка, в которой участвует единственный актер, предполагает полное погружение в тему и глубоко личностное отношение к ней. «Мне хотелось поговорить о Шаламове не как о человеке со сложной судьбой, и не о лагерях, через которые он прошел, – поясняет Яна Лихотина. – Мне было важно понять, как он выстоял, как сохранил в себе человека и творца. Думаю, что спектакль отвечает именно на этот вопрос: для меня Шаламов – в первую очередь поэт, и спасли его поэзия и Слово».

Основой моноспектакля стали стихи Шаламова. «Приподнятые» над страшной лагерной действительностью, они выводят на новый уровень обобщения, где человек предстает в самой своей сути. Лирическое переживание, освобожденное от конкретики и бытовых подробностей, обнажает главное – чувства, воспоминания, образы, которые помогают держаться за жизнь и оставаться собой. Этому же служат фрагменты прозаических произведений, включенные в ткань спектакля, как, например, фрагмент рассказа «Сентенция», который, показывая силу и возможности слова, становится одним из кульминационных моментов действия.

Режиссер Анна Иванова, работая над моноспектаклем по стихам Шаламова, впервые глубоко погрузилась в его творчество. Для нее на первый план в постановке вышли размышления о природе таланта, о человеке и его чувствах. Пластическое решение спектакля Анна, хореограф по профессии, искала в созвучии с эмоциональной тональностью шаламовской лирики: «Языком тела можно выразить любую мысль, но в этой теме пластики минимум. Движение возникает только тогда, когда хочется выразить то, что не смогли сказать слова».

Авторы спектакля надеются, что он нужен зрителям, особенно молодежи. «Хотелось бы, чтобы спектакль видели сегодняшние подростки, – говорит Яна Лихотина. – Наших семей всё то, о чем пишет Шаламов, коснулось напрямую – и репрессии, и война, и нам дорога живая память об этом. А для сегодняшних детей это далекая история. Надеюсь, что посмотрев этот спектакль, кто-то из них захочет больше узнать о Шаламове, обратиться к его творчеству и биографии, которая многому учит». В Дни памяти Шаламова спектакль увидели зрители Камерного драматического театра в Вологде, а в ближайших планах – показать спектакль в Череповце.

Добавим, что на постановку спектакля «Поэт» была предоставлена стипендия Союза театральных деятелей России.

Светлана Гришина