Первый каменный мост в городе, первая асфальтированная мостовая и самая короткая улица Вологды – всё это о Каменном мосте, проход по которому с начала июля закрыт в связи с реконструкцией. Однако cultinfo удалось побывать за закрытыми дверьми ограждения, чтобы показать нашим читателям, как выглядит мост сейчас, и рассказать о ведущихся на нем ремонтно-реставрационных работах. Они остро необходимы этому инженерному сооружению: деструкция кирпичной кладки фасадов и свода моста впервые была зафиксирована специалистами в 2005 году. Разрушительные процессы усилились после ремонта дорожного покрытия и тротуара в 2008 году, когда водосток оказался перекрыт асфальтом, и дождевая и талая вода нашла выход в том месте, которое до недавнего времени было закрыто металлическими листами и огорожено. По словам научного руководителя и главного архитектора проекта реконструкции Владимира Лукина, со временем это разрушение угрожало самой конструкции моста, провоцируя выпадение нижнего ряда кирпичей внутри свода, что негативно сказывается на его несущей способности. Снизу хорошо видно, насколько значительны утраты кирпичной кладки в этом месте. На фото видно также, что в процессе ремонтов кладку свода замазывали цементом, в связи с чем она не просыхала.

Проект реконструкции предусматривает усиление свода методом инъектирования: в отверстия в стенах под давлением подается скрепляющий раствор. Запланированы работы на опорах моста, реставрация кладки фасадов, сводов арок, устройство гидроизоляции, мощение проезда и устройство тротуаров из брусчатки со съездами для колясок. Сейчас на мосту идут демонтажные и земляные работы, проезжая часть моста вскрыта. Предстоит залить монолитные фундаменты поперек моста – один основной и три дополнительные под опору перехода, и в итоге эти плиты снимут нагрузку с арочного свода. Каменные стены, стоявшие по обеим сторонам моста, убраны – на их месте после реставрации восстановят сохранившееся кованое ограждение. Центральная часть моста также примет исторический вид – она будет вымощена булыжником, который сохранился под поздними напластованиями. У здания по адресу: ул. Каменный мост, 6, где сейчас находятся магазины, появятся ворота на двух каменных колоннах, и этот участок будет выглядеть, как в начале ХХ века.

В процессе работ специалисты обнаружили интересные детали. Например, теперь достоверно установлена толщина свода. В процессе демонтажных работ выявились напластования разных лет, следы покрытий проезда, вынут булыжник мостовой. Обнаружены исторические водостоки, устроенные в разное время. Обнажение конструкций моста сверху позволило увидеть, как именно было сделано расширение моста за счет выносных консолей в 1930-е годы. Подвальный этаж здания по ул. Каменный мост, 4, где сегодня располагается Администрация города, судя по некоторым деталям, ранее использовался под склады, куда товары загружались с реки Золотухи, бывшей в то время судоходной.

Проектная документация по реконструкции моста получила положительное заключение историко-культурной экспертизы и Госэкспертизы. Перед началом реконструкции на мосту археологи обследовали мост, сделав шурфы снизу и сверху. Все работы согласованы с Комитетом по охране объектов культурного наследия Вологодской области, их выполняет группа опытных реставраторов ООО «Коэнергия». Это та же команда, которая в 2012 году реставрировала мост через ров и церковь Спаса Всемилостивого в Белозерске. По контракту реконструкция моста должна завершиться до 30 ноября, а открыть проход по мосту подрядчик обещает уже к 1 ноября. Стоимость контракта – 21 млн рублей, эти средства выделены из областного бюджета. К моменту пуска моста планируется почистить берега и русло реки Золотухи, вид на которую вновь откроется после реставрации.

Для справки:

Каменный мост, соединяющий площадь Возрождения и улицу Мира, построен в 1780-х годах, а в 1789-м–1791-м реконструировался под наблюдением губернского архитектора Петра Бортникова. Мост представляет собой перекрытое цилиндрическим сводом однопролетное сооружение над рекой Золотухой. В 1990-е годы он находился под государственной охраной, но в 1997 году был исключен из перечня объектов культурного наследия федерального значения. В 2014 году в соответствии с Постановлением Правительства Вологодской области № 1148 ему присвоен статус объекта культурного наследия регионального значения. Как сообщает сайт historymaps35.ru, это первый мост в Вологде, построенный не из дерева, а из кирпича и камня. Мост стал ядром архитектурного комплекса, включавшего также возведенные на обоих берегах четыре башнеобразных здания и здания лавок, примыкающие к ним по дуге. В 1849 году деревянные перила заменили коваными решетками, на смену деревянной мостовой пришла булыжная. В 1936 году здесь устроена первая в Вологде асфальтированная мостовая. В 1950­-х годах перед коваными перилами выстроили декорированные в классическом стиле стенки, закрывшие неприглядный вид на выходящие к реке дворы. В 1960-­е годы проезд по мосту был запрещен, и Каменный мост стал первой в городе пешеходной улицей.

Теги: реставрация, каменный мост
Светлана Гришина

Новости по теме