Выставка «Из пламени костра пустозерского» открылась в Вытегорском краеведческом музее. Она посвящена 400-летию протопопа Аввакума – знаковой фигуре в истории раскола Русской православной церкви. Еще когда он был простым священнослужителем, то приобрел известность благодаря строгости убеждений и приверженности религиозным правилам.

Когда началась церковная реформа, связанная с внесением изменений в богослужебные книги и некоторые религиозные обряды, протопоп Аввакум стал ее непримиримым противником. За свою проповедническую деятельность он был сослан, лишен сана и на 14 лет заключен в земляную тюрьму в Пустозерске, после чего заживо сожжен.

Для всех сторонников «древлего благочестия» Аввакум стал символом несокрушимой веры и несгибаемого духа, вдохновившим их на дальнейшее сопротивление. Аввакум оставил богатое литературное наследие: собственноручно написанное житие, многочисленные челобитные, письма, полемические выступления. Долгие годы эти сочинения были доступны только старообрядцам, но после того, как они были опубликованы для широкого круга читателей, стало понятно, что наследие мятежного протопопа оказало огромное влияние на духовную культуру Русского Севера, превратившегося в убежище для последователей раскола. Можно сказать, что родилась она из пламени костра пустозерского, из стремления во что бы то ни стало сохранить верность убеждениям.

Пожалуй, одним из самых известных представителей старообрядчества, ярко отразившим эту культуру в своем творчестве, стал Николай Клюев. Не случайно открытие выставки в Вытегорском краеведческом музее было приурочено к Дням памяти поэта. Протопопу Аввакуму Николай Клюев отводил исключительно высокую роль в своей судьбе и поэзии, считая себя его потомком и духовным сыном. «Сгореть в метельном Пустозерске или в чернилах утонуть?» – спрашивал он, размышляя о значении Слова. «Я сгорел на своей Погорельщине, как мой прадед Аввакум на костре в Пустозерске», – сетовал он в ссылке в Нарымский край за свой «огнепалый» стих. Оценивая литературное наследие протопопа, Клюев писал: «Вот истинно огненное имя – протопоп Аввакум. После царя Давида – первый поэт на земле, глубиною глубже Данте высотою выше Мильтона».

Вытегорский уезд – в прошлом край старообрядческий. В историю раскола вошла Курженская пустынь, основанная местночтимым Ефросином Андомским, актом сопротивления стало самосожжение жителей деревни Насонова Тудозерской волости. Первый олонецкий губернатор Г. Р. Державин, побывав в Вытегре, писал, что почти все зажиточные ее граждане являются старообрядцами. С оплотом старой веры – Выговской пустынью – была тесно связана семья купцов Галашевских, в доме Ефима Шалопанова долгое время находилась тайная старобрядческая молельня. Газета «Олонецкие епархиальные ведомости» рассказывала об Антипушке Ежезерском, «закоренелом раскольнике», бежавшем из Сибири и смущавшем умы жителей Ежезерского прихода.

Не удивительно, что в фонде Вытегорского краеведческого музея имеется довольно значительное собрание предметов связанных со старообрядчеством. Некоторые из них, например, медно-литые складни и кресты – изделия мастеров Выговской пустыни, представлены в постоянной экспозиции музея. Выставка «Из пламени костра пустозерского» позволяет расширить представление посетителей о влиянии старообрядчества на культуру и историю Вытегорья. Здесь показаны ранее не выставлявшиеся иконы, написанные в традиции выговской школы с характерной для раскольничьей культуры особенностью – двоеперстием.

Интерес вызывает глиняная ручная кадильница – кацея. Она использовалась представителями беспоповского толка, не посещавшими церкви, в домашних богослужениях. С ее помощью миряне кадили иконы при совершении каждодневного молитвенного правила, особенно на праздники и при заупокойных молитвах.

На выставке представлены рукописные и старопечатные книги, жемчужиной коллекции является книга «Поморские ответы» – одна из важнейших в старообрядческой культуре. Ранее она принадлежала Николаю Клюеву.

Теги: вытегорский музей
Вытегорский музей

Новости по теме