Рукопись книги «От земли. Василий Белов» содержит воспоминания автора о встречах с Василием Беловым – их было не так много, но тем ценнее воспоминания о них. «Когда я переписываю от руки слова, написанные Беловым, что-то происходит во мне, – пишет автор во вступлении. – Я представляю его уже седого, в очках, уже временами вспоминающего подходящее слово, но всё же могучего в своем дерзании и такого близкого в эти мгновения». Как признается Дмитрий Ермаков, книга – не жизнеописание, не биография, так что издать ее будет непросто: «Это «повесть-отзвук», рассказ не столько о самом Белове, сколько о том, как чтение его книг повлияло на меня».

Отдельные главы представляют собой очерки-размышления о произведениях писателя, как самых знаковых («Привычное дело», «Лад», «Час шестый»), так и тех, которые произвели наибольшее впечатление на автора. Есть в книге глава, в основу которой положена беседа с писателем Владимиром Крупиным: однажды они встретились с ним в Москве, и Крупин предложил довезти гостя до метро. «Ехать по столице долго, мы разговорились, и он много вспоминал о встречах с Василием Ивановичем, – рассказывает Дмитрий Ермаков. – Проезжали мимо больницы, в которой лежал умирающий Валентин Распутин… Этот эпизод запал мне в душу. А Крупин рассказывал, например, что свою повесть «Живая вода» он написал в доме отдыха под Харовском, на родине Белова. Что уже, несмотря на то, что был моложе, называл по имени и на «ты» Распутина и даже Астафьева, а Белова всё не решался. «Он меня ругал даже за это, а я не мог. В конце концов, стал я его называть на «ты», но всё так же по имени отчеству: ты, Василий Иванович. Не мог по-другому: он мне казался старше и опытнее и Распутина, и Астафьева».

Одним из первых читателей рукописи стала вдова Василия Белова Ольга Сергеевна, одобрившая идею такого издания. В своем ответном письме, которое она разрешила использовать в будущей книге, она прокомментировала отдельные моменты рукописи. В частности, использование термина «деревенщики» применительно к прозаикам, пишущим о деревне: писатели, которых относят к этому литературному направлению, не любят этот термин. Поначалу он казался несколько уничижительным, потом к нему привыкли. Однако Василий Иванович, как вспоминает Ольга Белова, «на дух не переносил это словечко»: «О «деревенщиках» читала с удовольствием. Но хочется добавить и свои размышления. Слово «деревенщик» придумано не выходцем из деревни, а озлобленным горожанином с неудавшейся карьерой писателя. «Деревенщик» значит отсталый, ограниченный, мало образованный. И почему это он идет в литературу? А пишет ярко и талантливо. Тут и зависть, и злость, и гордыня «образованщика» (солженицынское слово), человека, выросшего на асфальте. Василий Иванович всегда оскорблялся этим словом».

Напомним, что с 19 по 24 октября 2020 года в Вологде пройдут VII Всероссийские Беловские чтения «Белов. Вологда. Россия». В них примут участие исследователи его жизни и творчества из разных регионов страны: литературоведы, писатели, сотрудники музеев и библиотек, преподаватели. В этом году Чтения проходят в дистанционном формате.

Теги: Василий Белов, Дмитрий Ермаков, Беловские чтения
Светлана Гришина

Новости по теме