Выставка «Дамы в кружевах» открылась в вологодском Музее кружева. Она собрала десятки экспонатов из частного собрания немецких коллекционеров – сестер Марианны Штанг и Анны Виенандс.

Марианна Штанг и Анна Виенандс известны во всем мире как коллекционеры и исследователи кружева. В их собрании, которое они пополняют с 1982 года, насчитывается несколько сотен различных кружевных предметов. В основном это одежда и аксессуары. В Музее кружева показаны изделия XVII –XX вв., созданные руками мастериц из Бельгии, Франции, Великобритании, Испании и других европейских стран.

«На выставке представлено только ручное кружево, хотя в конце XIX века уже появилось машинное. Оно было дешевле и поэтому встречалось повсеместно, а вот ручное стоило дорого и было далеко не у каждой модницы. Коллекционерам из Германии удалось его найти», – рассказала и.о. заведующей Музеем кружева Наталия Боева.

«Я рад, что жители и гости областного центра могут познакомиться с таким уникальным собранием предметов. Я думаю, что не только обычные посетители, но и профессионалы оценят по достоинству эту экспозицию», – отметил начальник Департамента культуры и туризма Вологодской области Владимир Осиповский.

На выставке можно отследить, как менялась кружевная мода, какие рисунки преобладали в тот или иной период. Первый зал почти полностью посвящен шантильи. Это вид французского плетеного кружева, которое в середине XIX века покорило весь мир и оказало существенное влияние на стилистические особенности современных европейских кружевных изделий, предназначенных для модной индустрии. Каждая модница считала обязательным его наличие в гардеробе. Шантильи представляет собой плетеное кружево из черных шелковых нитей. Оно создается на большой плоской подушке. Маленькие вещи изготавливаются одним полотном, изделия более крупного размера делаются отдельными сегментами, которые впоследствии соединяются незаметным сцеплением. Рисунок кружева отличается сложностью построения и детальной проработкой – чаще всего это крупный узор из цветов (роз, тюльпанов, ирисов, колокольчиков, маков, вьюнков), который покрывает почти все свободное пространство. На выставке представлены мантильи, пелерины, шали, веера и зонтики, выполненные в этой технике.

Во втором зале показаны такие виды кружева, как клюни и блонды. Первый вид получил широкое распространение в середине XIX века. Его название происходит от одноименного города во Франции. Основа клюни создается из плетеных нитей – своеобразной «паутинки», которая соединяет весь узор, сделанный из цельных, прерывистых и скрученных петель.

К плетеным кружевам относятся и блонды. Изделия из шелка-сырца золотистого цвета получались легкие и прозрачные. За счет первоначального цвета оно и получило свое название. В XVIII веке орнамент плелся из тонких нитей, а контур обводился более толстыми. Спустя столетие узор стали делать из более плотных ниток, которые выделялись на прозрачной сетке фона. Часто такое кружево создавалось из черного шелка или золоченых нитей, иногда контур обводили золотой или серебряной нитью.

Также впервые вологжане смогут увидеть кружево в стиле коника (Великобритания) и мальтийское (Мальта). Несмотря на обилие экспонатов, ни одна вещь в своем рисунке или дизайне не повторяется.

Выставка открыта до конца ноября. За время работы экспозиции состоятся экскурсии, просмотры фильмов, а также цикл лекций «Модные встречи» с участием модельеров и дизайнеров одежды.

Теги: Музей кружева, вологодский музей-заповедник, кружево
Наталья Щапкова

Новости по теме