12+

Литература – элитарное искусство или размышления на обломках феномена самой читающей страны в мире

Встреча с Сергеем Юрьевичем Барановым – всегда событие. Лишний раз убедилась в этом, придя на встречу с кандидатом филологических наук, профессором, заведующим кафедрой литературы ВоГУ 7 февраля в Дом Корбакова, где собирался Клуб любителей искусства.

О чем шла речь в рамках творческой встречи? Обо всем понемногу – о специфике и содержании вузовского обучения, о современной ситуации вокруг чтения, о Годе литературы. Звучит суховато, но обыденность тем наполнялась живым содержанием: оживлять слово – этим искусством преподаватели кафедры литературы владеют в совершенстве. Сергей Юрьевич и стихи читал, и видеоряд подобрал (например: тема чтения и книги в произведениях художников разных эпох), представлял составленные им сборники, отвечал на вопросы…

О Годе литературы речь шла особо. «Я хорошо почувствовал на себе, что начался Год литературы, – с улыбкой отметил Сергей Юрьевич, – каждую неделю, бывает, не по разу, меня приглашают где-то выступить». Год литературы – это мероприятие государственного характера, инициатива президента. Цель его в первую очередь – развитие, укрепление интереса к чтению и к книге. И возникла потребность в этом укреплении-развитии не случайно: Сергей Баранов привел удручающие цифры международного исследования PISA на 2012 год, касающиеся чтения (исследование проводится раз в три года среди пятнадцатилетних подростков в 65 странах мира). Самые читающие подростки на сегодня живут в Китае, Гонконге, Сингапуре, Японии, Южной Корее. Россия в этом исследовании… на 41 месте (из 65, напомню). Ощутимый удар после того как мы долгое время гордились статусом «самой читающей страны в мире». Причем опрос производится именно по пониманию прочитанного текста. Сергей Баранов привел и данные опросов, из которых следует, что средний житель нашей страны, окончивший 11 классов, не понимает примерно половины слов в газете. Проблема, конечно, возникла не на пустом месте. Чтение, о чем говорят и психологи, – это процедура очень непростая, которой нужно учиться, к которой нужно привыкать и которая очень много дает. Чтение – это развитие мышления, ведь мышление формируется в большей мере благодаря языку, а литература – это высшая форма проявления языковой культуры. Человек читающий – великое достижение культуры. Самые образованные люди – те, кому в детстве много читали. Сергей Юрьевич тут вспомнил гоголевского персонажа – Петрушку, лакея Чичикова, который обожал «читать» – в его понимании это означало складывать буквы и каждый раз удивляться, что из знакомых букв выходят слова, которые порой «черте что значат». Не превращается ли наше подрастающее поколение в таких вот Петрушек?.. Или действительно, прав был ученый-физик Сергей Капица, предрекавший, что в скором времени литература как художественное творчество превратится в элитарное искусство – искусство для немногих?..

Рассказал Сергей Юрьевич и о своих научных изысканиях, о подготовке в печать рукописей, о некоторых аспектах литературоведческой деятельности. Было любопытно узнать, что человек, много лет преподающий и живущий литературой первой половины XIXвека, писал кандидатскую диссертацию по повестям Василя Быкова. Иллюстрируя же свои педагогические изыскания, профессор рассказал в частности о созданных в рамках реализации идеи о региональном компоненте школьного образования учебных книг «Литература Вологодского края» для 5-6, 7-8 и 9 классов. «Литература Вологодского края очень богата, – заметил Сергей Баранов. – Она имеет более длинную историю, чем о ней принято думать (ей примерно 800 лет), и в ней много незаслуженно забытых имен. Создавая программу, мы пытались дать школьникам представление о том, что литература Вологодского края богаче, чем расхожие представления о ней». 

Елена Легчанова