В рамках Беловских чтений, ежегодно проходящих на Вологодчине, в этом году состоялось одно из знаковых событий Года литературы. На карте России появился новый литературный музей. В доме №10 по улице Октябрьской, где четверть века жил и работал писатель Василий Белов, теперь открыт музей его имени. Квартира Василия Ивановича была выкуплена у его вдовы Ольги Сергеевны Беловой на средства федерального бюджета. Новый музей в Вологде стал филиалом Кирилло-Белозерского музея-заповедника.

Год назад с просьбой поддержать идею создания музея писателя правительство области обратилось к Президенту России Владимиру Путину через его Советника Владимира Толстого, правнука знаменитого писателя. Глава государства поручил Министерству культуры взять проект под свое крыло. К процессу подключились депутаты Госдумы и ЗСО Вологодской области, писательское сообщество и жители Вологодчины. На торжественной церемонии открытия Ольга Сергеевна Белова с благодарностью называла имена людей, благодаря которым появление музея стало реальностью. Большую роль сыграло письмо президенту Валентина Распутина и Владимира Крупина.

На торжественной церемонии открытия присутствовали представители власти, друзья писателя, его коллеги по перу, представители культурной общественности, во многом благодаря усилиям которых и смог реализоваться этот проект. Присутствующий на церемонии открытия директор Департамента культурного наследия Министерства культуры РФ Михаил Брызгалов поздравил с открытием музея и зачитал обращение министра культуры Владимира Мединского: «Создание нового музея – всегда знаковое событие в культурной жизни страны. Но особенно волнительно, когда оно посвящено художнику слова, подлинно народному писателю, патриоту своей земли. Исконный вологжанин, мыслитель и прекрасный знаток русской глубинки, Василий Белов всю жизнь был подлинным образцом служения русскому народу и русскому слову <…>. Василий Белов был поэтом, прозаиком, драматургом, публицистом, автором сценария полюбившихся многим фильмов «Африканыч», «Плотницкие рассказы», «Целуются зори», «Все впереди». Его неординарный самобытный талант проявился в каждой из этих ипостасей. Своими произведениями он живо откликался на происходившее в стране, обращался к жизни северной деревни с повседневным крестьянским бытом, народным традициям, истории родного края. За малым он видел большее – то есть Россию».

«На произведениях Белова воспитывались мы, наши дети и, я уверен, будут воспитываться следующие поколения россиян – в любви к России и к своей малой родине», – подчеркнул губернатор Вологодской области Олег Кувшинников, ставший одним из первых посетителей музея-квартиры. Экскурсию по музею провела вдова писателя Ольга Сергеевна Белова.

…В эту квартиру и при жизни Белова не зарастала «народная тропа». Станислав Куняев, сопредседатель Союза писателей России, редактор журнала «Наш современник» отметил, что притяжение этого места было неодолимо: сюда приходили писатели, художники, композиторы, политики, священнослужители; здесь велись многочасовые разговоры о жизни, о литературе, о судьбах страны… Здесь бывали Распутин, Крупин, Личутин, Лихоносов, пел романсы Штоколов, с интересными речами выступал Савва Ямщиков…

Личная библиотека Василия Ивановича Белова насчитывает более четырех тысяч томов. Он интересовался историей и философией, постоянно читал и занимался самообразованием. Очень любил живопись, был коллекционером и сам неплохо рисовал: несколько его работ также представлены в музее. Ольга Сергеевна рассказывала, как он ходил по антикварным магазинам, выискивая интересные картины, предметы искусства, посуду, как радовался и гордился, привозя их домой. Ольга Сергеевна назвала лишь некоторые из них: маленькую копию Венеры – «без права вывоза из СССР», как тогда писали, сервиз XIX века, картины мастеров Серебряного века, учеников Серова и Коровина.

Многие экспонаты в музее – подарки Василию Белову от многочисленных почитателей его таланта, в частности, в гостиной представлена икона Божией Матери, подаренная писателю Патриархом Московским и всея Руси Алексием II. Василий Белов не любил фотографироваться, но когда ему было 75 лет, он вдруг обратился к своему давнему другу, кинооператору, снявшему множество художественных и документальных фильмов, среди которых шукшинские «Печки-лавочки» и «Калина красная», Дмитрию Заболоцкому: «Пофотографируй меня…» Эти фотографии Заболоцкий передал в дар новому музею, они займут достойное место в экспозиции.

У каждого предмета в этом доме своя история, своя связь с прошлым, с тем временем, когда здесь жил и работал Василий Белов. На рабочем столе Василия Ивановича – две скульптуры: Шукшин и Пушкин. Печатная машинка с набранным текстом. Елизаветинская библия 1730 года, томик Паскаля из серии ЖЗЛ. Притягивает взгляд выжженное пятно – в 1969 году Белов начал работать как драматург и, будучи атеистом, написал первую пьесу, в которой касался темы Бога. После, придя к Богу и воцерковившись, писатель сжег текст пьесы прямо на столе.

«Человек, посетивший этот музей, непременно выйдет отсюда окрыленным, вдохновленным, с какими-то новыми интересными мыслями», – отметила Ольга Сергеевна Белова.

Читайте также: интервью научного сотрудника музея-квартиры Василия Белова Сергея Тихомирова

Теги: музей-квартира Василия Белова, Беловские чтения, Василий Белов, Кирилло-Белозерский музей-заповедник, Михаил Шаромазов, Олег Кувшинников, Ольга Белова
Елена Легчанова

Новости по теме