12+

«Ночлежный приют» появился в музее «Семёнково»

Над новой камерной экспозицией команда музея работала на протяжении нескольких месяцев при поддержке компании «Северсталь». «Ночлежный приют» открылся в доме Храпова, перевезенном в «Семёнково» из деревни Бор Тотемского района. В 1902–1904 годах в этом здании работало двуклассное Богоявленское училище, учрежденное Министерством просвещения по просьбе жителей Богоявленской волости. В 2014 году в одном из помещений дома Храпова открылась экспозиция «Сельская школа», а в 2016-м была организована общественная квартира или «шумовая изба», как называли ее сами крестьяне. В ней проходили сельские сходы, на которых решались жизненные важные для деревни вопросы – такие, как например, учреждение «ночлежного приюта» при школе.

В конце XIX века одной из ключевых проблем, тормозящих развитие общества, считалась проблема преодоления безграмотности. Далеко не все дети имели возможность учиться, в крестьянской среде многие считали, что это и ни к чему, тем более что дети 8–12 лет нужны в семье как работники. Общий уровень знаний у школьников той поры был низкий, многие могли разве что написать свою фамилию.

Ситуация начала меняться, когда земства стали ратовать за открытие новых школ. Однако на это требовалось время и средства, а имеющиеся учебные заведения собирали детей из нескольких близлежащих деревень. «Тем, кто жил на расстоянии более трех верст от школы, добираться до нее пешком по темноте и в непогоду становилось просто опасно, а подвозить учеников не позволяли плохие дороги, – объясняет заведующая музеем Наталья Киршина. – Поэтому земства и предлагали открывать «ночлежные приюты», где ребята из дальних деревень могли оставаться на ночь. Это позволило бы семьям не отказываться от обучения детей в школе».

В приюте с детьми находился учитель, который присматривал за ними и готовил еду – «горячий приварок», который был организован на пожертвования сельского общества. Помимо продуктов питания, крестьяне помогали «ночлежкам» и мебелью, и одеждой для школьников. Благодаря приюту крестьянские дети могли не только получить образование, но и научиться элементарным правилам гигиены и поведения: учителя воспитывали опрятность и умение поддерживать порядок в жилище. «Ночлежный приют» мог появиться лишь в том селе, где есть церковь, чтобы дети получали еще и религиозное воспитание.

Какой могла бы быть атмосфера «ночлежного приюта», можно представить, познакомившись с новой экспозицией в доме Храпова. В приюте остались мальчик и девочка – фигуры крестьянских детей созданы специально для музея «Семёнково» в Уральском институте музейных проектов. Мальчик занят переплетными работами, а девочка, оставив на время вышивку, гладит котенка. Помещение небольшое и рассчитано только на осмотр – зайти туда не получится, но его можно рассмотреть с двух ракурсов. Домотканые половики, чугунок с только что испеченной картошкой на столе, красный угол с иконами, топящаяся печь, самовар и рукомойник, деревянная кровать с лоскутным одеялом, зимние узоры на окнах – всё это создает атмосферу уютного зимнего вечера в крестьянском доме.

Экспозиция «Ночлежный приют» стала продолжением рассказа о системе образования того времени. Один из ракурсов осмотра – учебный класс, в котором воссоздана обстановка сельской школы начала прошлого века: откидные парты, учительские стол, доска, счеты. Здесь также можно увидеть школьные тетради столетней давности – это копии ученических тетрадей Ольги и Павла Аншуковых, детей земского фельдшера (сами тетради хранятся в музее Спасской средней школой Тарногского района). Еще один интересный документ – копия журнала успеваемости 1910 годов, изготовленная по образцу документа, обнаруженного в Государственном архиве Вологодской области.

Пространство «Ночлежного приюта» отделено от учебного класса стеклопакетом. Установить его в дверном проеме, не навредив музейному памятнику, было непросто, но это требовалось, чтобы обеспечить теплоизоляцию той части дома, где проходят интерактивные программы.

Новая экспозиция адресована в первую очередь неорганизованным посетителям и оснащена аудиогидом. В планах у сотрудников музея – разработать тематические программы, связанные с этой площадкой. «Ночлежный приют» готов к встрече с гостями, а о системе сельского образования в то время можно узнать в новом музейном фильме «Нужна ли в деревне грамотность?».

Ирина Сорокина