Для зрителей театральный сезон традиционно завершается в мае, но актеры продолжают работать: первая половина лета – время подготовки премьеры, которой откроется осенью новый сезон. И вот в середине июля Театр для детей и молодежи пригласил «избранную» публику на генеральную репетицию нового спектакля. Сказать, что он необычный – ничего не сказать, ведь искушенный вологодский зритель привык к тому, что любая постановка на сцене ТЮЗа – повод для удивления. Сказать, что спектакль музыкальный, тоже мало: труппа Бориса Гранатова давно освоила территорию музыкальных жанров. И, тем не менее, это необычный музыкальный спектакль, необычность которого парадоксальным образом вырастает из давно известного – классического сюжетного хода и шлягеров советской эпохи.

Итак, в основе сюжета – ситуация гоголевского «Ревизора»: ни в чем не повинных выпускников театрального вуза с дипломами актеров наперевес в местном Дворце культуры принимают за столичную комиссию, приехавшую с проверкой. В ДК моментально объявляется «всеобщая мобилизация», сплотившая весь коллектив перед лицом общей «опасности». Классическое quid pro quo (один вместо другого - лат.) влечет за собой целый ряд анекдотических ситуаций, однако жизнь ДК идет своей чередой: одинокие женщины собираются на вечер «Кому за…», вокально-инструментальный ансамбль «зажигает» на концертах, библиотекарь «спасает» то Булгакова, то Гоголя, лейтенант милиции ловит хулиганов, буфет работает. Но из множества этих незначительных и обыденных событий постепенно вырисовывается картина целой человеческой жизни с ее радостями и горестями, разочарованием и надеждой.

В спектакле занята вся труппа театра, но главным действующим лицом является музыка – шедевры советской эстрады 50-х – 80-х годов. Песни звучат практически постоянно, и это неудивительно, ведь место действия – Дворец культуры. Но это ни в коем случае не «музыкальное оформление» спектакля – его многочисленные герои живут в этих песнях и этими песнями разговаривают. Каждая мелодия «включает» свое настроение, вызывает к жизни – пусть и на несколько минут – свою историю, выводя на первый план то одного, то другого персонажа. Эти мельком подсмотренные истории склеивают музыкальную мозаику в единое целое, и в результате получается рассказ – о чем?.. Размышлениями об этом делится режиссер-постановщик спектакля Ирина Зубжицкая:

«Замысел этой истории действительно родился из музыкального материла. В театре традиционно проводятся вокальные вечера – и вот появилась мысль сделать такой вечер спектаклем. Основу для сценария подготовил новый актер театра Сергей Закутин, имеющий собственный режиссерский опыт; с самого начала над постановкой вместе со мной работали музыкальный руководитель Лариса Васильева, балетмейстер и режиссер по пластике Наталья Петрова-Рудая. Художник по костюмам Ольга Резниченко одела героев созвучно музыке и характерам. И замечательно талантливые артисты, конечно, внесли немалую толику – бóльшую часть того, что они предложили, мы подхватили.

Ни сюжетный ход, ни звучащие в спектакле шлягеры я ни в коем случае не воспринимаю как банальные. Страх перед начальством – настолько глубоко укорененная особенность русского менталитета, что любая вариация этой истории будет актуальна и понятна. Что касается старых песен – в любой ретроспективе есть неотразимое обаяние, а эти мелодии несут заряд позитива и надежды – наверное, поэтому они последнее время невероятно популярны, несмотря на миллионы повторений и перепевок.

Наш спектакль – это лекарство: от депрессии, от безнадежности, от тревоги. Наверное, не всем оно нужно – и это хорошо, но те, кто в этом нуждаются, его здесь найдут. Конечно, советская эстрада во многом отражала советскую идеологию, и относиться к этому можно по-разному. Но лично для меня эти песни воскрешают детство, когда мир вокруг был радостен и безопасен, а люди жили хоть и скромно, но с надеждой в душе. Так что, если не стараться во всем найти глубокие смыслы, то побывать на нашем спектакле – как хороший сон посмотреть».

Эта история имеет явный вологодский колорит. Здесь, как и в действительности, ТЮЗ начинается с «новосибирского десанта»: основу труппы театра в свое время составили выпускники Новосибирского театрального училища. Узнаваемы и декорации, придуманные сценографом Виктором Пушкиным: классический фронтон и колоннада безошибочно вызывают у вологжан ассоциацию со зданием Театра для детей и молодежи, а заодно и со зданием Городского Дворца культуры. С вологодскими же «достопримечательностями» знакомит мнимую комиссию парторг ДК, и эта экскурсия, как и многие другие эпизоды спектакля, дает хороший повод для смеха.

Помимо музыкального спектакля «Старые песни о нас», Театр для детей и молодежи откроет новый сезон и премьерой для детей – спектаклем «Училка XXI века».

Теги: Театр для детей и молодежи, ТЮЗ, спектакль, премьера, Борис Гранатов
Светлана Гришина

Новости по теме