12+

О тотемском барокко и восстановлении Воскресенской церкви в Варницах шла речь на круглом столе в Общественной палате РФ

В начале апреля в Тотьме в рамках конференции «Русский Север – 2022» состоялся круглый стол, посвященный проблеме сохранения памятника архитектуры регионального значения – Воскресенской (Максимовской) церкви в селе Варницы (ныне – пригород Тотьмы). Этот храм, практически первый памятник тотемского барокко, законченный в конце XVIII века, «не вписался» в реставрационные проекты советского времени и до сих пор остается не восстановленным и практически бесхозным, не имея ни собственника, ни реального адреса. И местные жители Варниц, желающие видеть действующий храм в родном селе, и Тотемское музейное объединение, которое в последние годы в непосредственной близости от храма активно и успешно строит большое музейное пространство на бывших соляных варницах Тотьмы, привлекая столичных археологов, не раз высказывали озабоченность судьбой покинутого памятника, результатом чего явился и упомянутый круглый стол в Тотьме. Это начинание неожиданно получило продолжение.

15 апреля в Москве, в Общественной палате РФ, Благотворительным фондом «Сохранение культурного наследия «Белый ирис» был организован еще один круглый стол, посвященный возрождению храмов в российской глубинке как памятных мест и центров духовного притяжения сельских жителей. Председательствовал на форуме епископ Плесецкий и Каргопольский Александр – член Комиссии по вопросам развития культуры и духовного наследия Общественной палаты РФ. В этом мероприятии с докладами по архитектуре Тотьмы участвовали двое делегатов тотемской конференции «Русский Север» Марк Головизнин и Алина Софронова, ранее выступавшие на упомянутом выше круглом столе по варницкой церкви.

Марк Головизнин в докладе «Храмовое барокко Тотьмы – духовная традиция и уникальность региональной школы» остановился на общих аспектах проблемы, показав, что конце XVIII века в Тотьме было возведено более десятка монументальных храмов в стиле барокко, украшенных причудливыми межоконными картушами – «клеймами». Своеобразие их стиля позволило говорить о местной архитектурной школе, происхождение и истоки которой до конца не ясны. Межоконный картуш, близкий к тотемскому, встречается в 4000 км к востоку от Тотьмы, на стенах храмов в Иркутске и по берегам реки Селенги – на «великом чайном пути», где землячество купцов-тотьмичей, вело торговлю с Китаем, Монголией и «Русской Америкой». Однако, взаимовлияние тотемского и прибайкальского стилей не очевидно и вызывает дискуссии. Одни историки архитектуры ищут тотемское влияние в Сибири, другие (и докладчик разделяет эту точку зрения) считают, что тотьмичи, жившие в Забайкалье, усваивали, перерабатывали и воплощали у себя на родине образцы и детали архитектуры этого региона. Концепция тотемского барокко как отражения географических открытий в архитектуре по аналогии с испанским стилем «платереско» или португальским «мануэлино» была выдвинута местным исследователем С. М. Зайцевым в 1990-е годы, однако преждевременная кончина помешала ему довести свою аргументацию до логического завершения. Марк Головизнин также отметил, что хотя своеобразие тотемского барокко было профессионально обосновано еще полвека назад, количество научных статей по данной проблеме можно буквально пересчитать по пальцам на одной руке.

Алина Софронова в докладе «Воскресенская церковь в Варницах – первый храм в стиле тотемского барокко» по сути развила выступление, сделанное ранее в Тотьме. Она отметила, что в Варницком храме, стоящем на обрывистом берегу реки Ковды по периметру трапезной и алтарной части видны старые трещины, что, вероятно связано с нестабильностью фундамента XVIII века и возможными ошибками при его заложении. От неравномерной усадки фундамента после строительства, вероятно, произошел и крен колокольни в юго-западную сторону. Еще во время постройки башня колокольни была укреплена контрфорсом, но сейчас по ней также проходит большая трещина, вызывающая тревогу. Исходя из вышесказанного, следует, что перед предполагаемыми реставрационными работами необходимо тщательное исследование фундаментов и самого здания храма, чтобы не ухудшить ситуацию и предотвратить возможное обрушение колокольни в ходе плохо просчитанных и несогласованных работ. Только после обследования здания возможно будет принять решение по укреплению фундамента и дальнейшей реставрации храма. Вместе с тем некоторые неотложные мероприятия по консервации здания: создание кровли для колокольни, устройство правильных водостоков, исключающих попадание большого количества влаги на стены церкви, удаление спонтанной древесной растительности со стен и кровли – оправданы и необходимы уже сейчас, пока решается вопрос о взятии храма здания в собственность религиозной или же историко-культурной региональной организацией. Разумеется, все работы должны проводиться при условии их согласования с региональными органами охраны памятников истории и культуры.

Помимо храмовой архитектуры Тотьмы на круглом столе в Общественной палате РФ было привлечено внимание к другим памятникам Русского Севера: сельским каменным храмам юга Архангельской области, находящимся в районе Сольвычегодска и Котласа, к деревянному ансамблю церквей «Лядины» на Каргополье, большая часть которого погибла при пожаре уже в наше время – в 2013 году, а также деревянному зодчеству Карелии. Участники приняли решение продолжать обсуждение темы реставрации памятников культуры в российской глубинке и обмениваться приобретаемым опытом.

Марк Головизнин