Драма «Каменный властелин», которой театр открыл новый сезон, поставлена по пьесе Леси Украинки (в буквальном переводе с украинского название звучит как «Каменный хозяин»). История Дон Жуана, описанная и в поэзии, и в прозе, поставленная на многих сценах, интересна не столько сама по себе, сколько тем, с какой стороны посмотрит на этот сюжет очередной автор, какой своей гранью повернется к читателю или зрителю известная ситуация и кто окажется главным объектом его внимания. В случае с пьесой Леси Украинки смысловым стержнем становится стремление к власти, и неважно над кем – над женскими сердцами или над целой страной.

«Интересно не просто рассказать еще одну историю о Дон Жуане, а увидеть новый, женский взгляд на эту историю, – объясняет выбор пьесы художественный руководитель театра народный артист России Борис Гранатов. – Пьеса, написанная в 1912 году, содержит явные политические мотивы. Европа на пороге Первой мировой войны, Россия между двух революций – проблема власти стоит остро и идея свободы витает в воздухе. Что такое мнимая и подлинная свобода, что такое власть, откуда возникает жажда власти – вот эти проблемы волновали автора пьесы».

Режиссер убежден, что ставить пьесу в формах того времени, когда она была написана, неправильно, тем более что текст появился в начале ХХ века, а речь идет о событиях полулегендарных. Поэтому сценический антураж весьма условен: декорации и костюмы, придуманные Виктором Пушкиным и Ольгой Резниченко, лишь задают направление для работы зрительского воображения. Речь идет не столько о средневековой Испании, сколько об извечном противостоянии личности и общества, мужчины и женщины.

С точки зрения Бориса Гранатова, этот спектакль – прежде всего история о донне Анне. Во всех историях о Дон Жуане женщины – это его жертвы, а здесь он встречает в женщине сильную личность, способную не только противостоять ему, но и подчинить своей воле. Он пытается завоевать ее еще до того, как она стала женой Командора, но она выходит замуж по расчету – ей хочется жить в столице, бывать при дворе. Когда муж намекает ей о своих планах на трон, она оказывается готова идти вместе с ним по этому пути. Да, она страстно полюбила Дон Жуана, но, убив Командора, он… только помешал ей.

Каждый из актеров по-своему прочитывает эту историю в рамках режиссерской трактовки. Дон Жуан в исполнении Виктора Харжавина самоуверен, напорист и убежден в своем праве жить так, как хочет – ведь он из тех немногих, кто по-настоящему свободен. Однако его свобода оказывается мнимой, и это со всей очевидностью доказывает ему донна Анна (Дарья Сахновская), заставляя его посмотреть на себя с другой стороны. Принимая как должное жертву своей вечной «невесты» Долорес (Алёна Данченко) и обещая хранить данную ей клятву, в критический момент Дон Жуан легко забывает о ней. Но не забыла о своей главной цели донна Анна.

«Когда Дон Жуан гибнет, он превращается в камень, но это аллегория, – рассуждает Борис Гранатов. – Каменный властелин – кто это? Убитый им Командор? Или, может быть, донна Анна? Или Дон Жуан сам становится каменным властелином? У нас такое решение: он согласился занять место командора, и это его гибель. Гибелью становится отказ от принципов, и именно об этом говорит пьеса».

Интересные актерские работы, динамичные многофигурные сцены, неожиданное музыкальное оформление оставляют яркое впечатление от спектакля. Ближайшая возможность увидеть «Каменного властелина» будет у зрителей 26 октября, а также 2 и 16 ноября. Спектакль 16+.


Теги: Театр для детей и молодежи, ТЮЗ, премьера, спектакль, Борис Гранатов
Светлана Гришина

Новости по теме