12+

Отреставрированные произведения XVIII–XX веков представлены на выставке в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике

Отреставрированные экспонаты XVIII–XX веков представили на выставке «Профессия – реставратор». Экспозиция накануне открылась в подклете Трапезной палаты Кирилло-Белозерского музея-заповедника. Посетители увидят предметы из коллекции тканей, драгоценных металлов, редчайшие памятники древнерусского искусства, инструменты для реставрации.

В руках реставраторов Кирилло-Белозерского музея-заповедника – в музее работают реставрационные мастерские по тканям, дереву, темперной живописи, металлу, иконам – экспонаты принимают практически первоначальный вид. Так, например, драгоценный оклад XVIII века (1710) с выносной двусторонней иконы «Богоматерь Одигитрия» из Успенского собора, потерявший изначальный вид, после реставрации проявил образы святых: Леонтия Ростовского, Николая Чудотворца, Кирилла Белозерского. А икона-таблетка «Минея на ноябрь» XVIII века, потрескавшаяся с обеих сторон, обрела новое основание.

Реставраторы Кирилло-Белозерского музея-заповедника и Суздальского реставрационного училища взялись и за самую трудную работу. Более 200 лет комплекс вещей епископа Пензенского и Саратовского Амвросия Орнатского, в числе которого митра, поручи и панагия, оставался нетронутым. Несколько раз к его реставрации подступались мастера. И наконец, в последние годы удалось добиться первозданного вида этих вещей. На выставке данные предметы показаны впервые.

«Это археологические памятники, поэтому состояние сохранности предметов было аварийное, ткани под воздействием плесени разрушались, – рассказывает главный хранитель Кирилло-Белозерского музея-заповедника Светлана Смирнова. – Людмила Громыко, реставратор произведений из ткани высшей категории Суздальского реставрационного училища буквально спасла им жизнь. Лицевая сторона панагии практически полностью была покрыта серыми грязными напластованиями (почвенные загрязнения), и мы не были уверены, что изображение сохранилось. Светлана Смирнова, реставратор произведений из металла II категории, работая с микроскопом, понемногу снимала загрязнение и вернула предмету первоначальный вид. Яркие эмали заиграли новыми красками. Проведенные реставрационные мероприятия позволили не только обеспечить дальнейшее стабильное состояние и сохранность произведения, но и вернуть первоначальное авторское цветовое звучание и целостность восприятия».

Теперь узнать, в какой одежде ходил составитель первой русской энциклопедии «История российской иерархии», можно на выставке в Кириллове. Имя епископа Орнатского тесно связано с Кирилло-Белозерским монастырем. С десяти лет Андрей обучался в Кирилловской духовной семинарии. Слушая рассказы о житии святых, подвизавшихся здесь, видя строгую монашескую жизнь, он избрал свой дальнейший иноческий путь. В конце своей жизни Амвросий Орнатский выбрал именно Кирилло-Белозерский монастырь для своих молитвенных подвигов. Епископ был погребен в Успенском соборе, справа от входа в собор в стене вмонтирована квадратная плита с надписью о его захоронении.

Выставка «Профессия – реставратор: реставрационные мастерские в музее» стала своеобразным отчетом о проделанной работе по сохранению музейных коллекций, которая в музее ведется с 1960-х годов. Здесь представлены работы всех реставрационных мастерских музея: по металлу, живописи, тканей, дерева и бумаги. Музей также находится в постоянном контакте с реставрационными центрами и образовательными реставрационными учреждениями. Сегодня за пределами стен музея в реставрационных организациях находятся 43 предмета.

«С 2010 по 2020 годы музеем отреставрировано около 2000 предметов, из них 700 – силами музейных художников-реставраторов, – заметила Светлана Смирнова. – В последние два года большая часть музейных экспонатов (80%) реставрируется именно в стенах музея и этому способствует, увеличение штата реставраторов, увеличение площадей и введение новых реставрационных мастерских, а также техническая оснащенность мастерских и привлечение опытных квалифицированных реставраторов к работе со сложными экспонатами. Впервые за много лет силами музейных реставраторов выведены из аварийного состояния и приведены в экспозиционный вид многие музейные предметы из коллекций «Церковные» и «Народные» ткани».

Выставка отреставрированных экспонатов в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике собрала кирилловчан и гостей города, каждый из которых мог задать вопрос любому из реставраторов лично. Дать профессиональный ответ были готовы Александра Шишалова, Николай Петухов, Алексей Рубцов, Александра Романенкова, Светлана Смирнова, Лидия Кононова.

Мастеров расспрашивали о том, в каком виде к ним поступают предметы, какие методы специалисты используют в работе, и в одиночку ли принимаются решения по реставрации редчайших экспонатов.

Реставрация ‒ это процесс коллегиальный. Решения принимаются коллективом, для этого в музее существует реставрационный совет. «Если в процессе реставрации мастер понимает, что необходима корректировка первоначального плана, то он должен принять решение о его пересмотре, ‒ объясняют реставраторы. – Естественно, это делается не в одиночку. Каждый квартал собирается реставрационная комиссия, и если первоначальное реставрационное задание меняется, это обязательно обсуждается комиссией и закрепляется протоколом».

Реставрационные мероприятия составляются исходя из состояния сохранности памятника и результатов лабораторных исследований. Об этом на открытии выставки подробно рассказала художник-реставратор произведений из ткани Кирилло-Белозерского музея-заповедника Лидия Кононова, отреставрировавшая сарафан XIX века. В ее руки он попал в состоянии общего загрязнения и запыления, с многочисленными сечениями и разрывами, поздними чинками, оборванной нитью на сборке в верхней части. В ходе реставрации была проведена водная очистка памятника, демонтированы поздние чинки, сдублированы и укреплены сечения и разрывы, восстановлена сборка. Памятник приобрел экспозиционный вид.

Сейчас Л. Кононова занимается реставрацией воздуха середины XVIII века и находится на этапе восполнения утрат. Воздухом в христианском богослужении называется большой плат (покрывало). Он используется для покрытия Святых Даров, приготовленных к освящению на дискосе и потире.

Все предметы, отреставрированные в мастерских Кирилло-Белозерского музея-заповедника, попадут в фонды музея, а затем будут представлены широкой общественности на выставках и в экспозициях. Оценить выставку «Профессия – реставратор» в Кириллове все желающие смогут до конца января 2021 года.

Кирилло-Белозерский музей-заповедник