Центральным, всеобъемлющим произведением Джанны Тутунджан, заключившем в себе основные тематические направления и стилистические приемы мастера, явилось полотно «Незабудки», работа над которым велась с 1967 по 1969 год. Такое произведение – большая редкость и удача для его создателя. Но в его исключительности таилась и опасность, так как автору позднее так и не удалось превзойти самое себя.
На картине изображены три женщины, сидящие в избе, связанные
узами родства: старуха, женщина средних лет и девочка-подросток. Здесь нет
никакого сюжетного действия, нет конкретных бытовых примет за исключением
лавки, на которой они сидят. Наше внимание захватывает не событие, а
пространство их чувств и памяти. В картине заложено множество содержательных
линий. Выделяются две основные. Это поэтическое представление о трех периодах
жизни женщины. Еще прежде подобный образ был воплощен в графическом триптихе
«Утро. Полдень. Вечер» 1971 года. Прекрасное женское лицо, как восходящее
солнце, поднималось над деревней, оно входило в зенит и медленно клонилось к
закату.
Вторая линия картины «Незабудки» связана с темой памяти о Великой Отечественной войне. Сидящие в избе собрались в День Победы, вспоминая своих родных, не вернувшихся с войны. Выражения их лиц различны, ведь каждая из них имеет свое собственное отношение к минувшему. Лишь для старушки эти воспоминания реальны, и она полна скорби; молодая женщина едва помнит то время, но полна сострадания к ушедшим; а для девочки война предстает лишь в рассказах бабушки и матери, и она, словно усилием воли, пытается увидеть прошлое. Лица трех героинь озарены светом нежно-голубых, как незабудки, глаз. Они и есть незабудки, не забывшие, вечно помнящие погибших, хранящие им верность любви и памяти.
Произведения живописи намного лаконичнее литературы, поэтому
в ней сложнее передать все многообразие переживаний. Но Джанна Тутунджан через
систему смысловых и пластических метафор сумела достичь очень сильного воздействия
на зрителя. Выразительные средства этого живописного полотна – характер
линейного и цветового решения. В фигуре девочки линия пульсирует подобно
весеннему ручейку, сама же фигурка напоминает цветок незабудки на тоненьком
стебле. В очертаниях женщины течение линии успокаивается, обретая определенность
полудня жизни, и, наконец, в силуэте старухи ломается, уподобляясь корявому,
ссохшемуся дереву. Графический абрис фигур вплетается в узор древесных волокон
пола, бревенчатых стен и лавки. Цвет в произведении выполняет не столько
изобразительную, сколько символическую роль.
Белый цвет выражает чистоту духа, красный – жизнь и материнство, черный – скорбь. Все три героини в светлых одеждах. Но если платье девочки чисто белого цвета, а у женщины цвет кофты имеет оттенок топленого молока, и помимо этого от красной юбки падают теплые рефлексы, то у старухи на белые одежды ложатся сиренево-голубые тени, на ее голове черный платок с бледными цветами, как воплощение времени и праздника, и скорби. Кроме того, художница необычно проработала лицо, руки и необутые ноги старухи. Тутунджан признавалась, что это у нее получилось непреднамеренно. Вначале она, как обычно, сделала тщательный рисунок углем на холсте, затем покрывала цветом его поверхности, но когда принялась за кожу героини, то поняла – писать больше нельзя: холст буквально «не впускал в себя». Так и состоялся этот удивительно емкий и точный образ.
Рассказ, посвященный полотну «Незабудки», является завершающим выпуском проекта «Птица – Жизнь», подготовленном Вологодской областной картинной галереей и порталом «Культура в Вологодской области» cultinfo.ru. Проект был посвящен народному художнику России Джанне Тутунджан. В сентябре 2021 года исполнилось 90 лет со дня ее рождения.