«Конечно, мы иногда друг друга не понимаем. Мы очень разные. Я ещё не встречал человека, который бы понимал меня постоянно. Что-то всегда приходится объяснять», – говорит один из героев нового тюзовского спектакля, мастер по ремонту ключей и часов. На его попечении часто остается десятилетняя внучка Аля, ведь ее родители – геологи и много времени проводят в экспедициях. В дедушкиной мастерской она знакомится с девятилетним «ботаником» Сашей, которому тоже пришлось научиться быть самостоятельным, ведь его мама слишком много работает и постоянно пропадает в командировках. Конечно, это современные дети – в руках у них гаджеты, в голове – идеи нового челленджа для собственного блога, а в душе – отчаянное желание объяснить взрослым, как сильно им, таким современным и продвинутым, нужна дружба и любовь. Нужнее, чем музыкалка, репетитор по английскому и цифровой микроскоп вместе взятые.

Премьера спектакля «Настоящее неопределенное время» по одноименной пьесе современного драматурга Полины Бородиной состоялась на малой сцене и открыла сценическую историю пьесы, которая была написана недавно и до этого ни разу не ставилась в театре, но уже вошла в шорт-лист конкурса «Маленькая Ремарка», в котором определяются лучшие пьесы для детей и юношества, написанные современными авторами. Летом прошлого года в ходе лаборатории конкурса новой драматургии «Ремарка» в Вологде был представлен эскиз этой постановки, подготовленный молодым режиссером из Санкт-Петербурга Юлией Каландаришвили и актерами Театра для детей и молодежи. В обсуждении эскиза приняли участие зрители, театральные критики и автор пьесы Полина Бородина. Эскизный опыт оценили как удачный, спектакль решено было доработать и включить в постоянный репертуар театра.

«В этой пьесе многое – про страхи, – говорит Юлия Каландаришвили. – У главных героев, Саши и Али, есть достаточно травматичный для ребенка опыт – опыт ухода взрослого. Человек, который нужен, всё время уходит, дети оказываются предоставлены сами себе и прекрасно знают, что это такое – быть одному. И они принимают эти правила игры: если ты впустишь кого-то в свою жизнь, он обязательно уйдет и ты окажешься один, поэтому лучше вообще никого не впускать. А потом вдруг они попадают в волшебный лес, в котором у них нет выхода, кроме как быть вместе, и они вместе побеждают этот страх – и оказывается, что не всегда человек, которого ты впускаешь в свою жизнь, потом уходит».

Спектакль адресован зрителям той возрастной категории, постановок для которой не так много даже на сцене театра для детей, – категории 10+. Это переход от детства к подростковому периоду, короткий, но очень важный период, за исследование которого редко берутся драматурги и режиссеры. «Для меня этот возраст очень любопытен, в нем скрыто много интересного для театра, – признается Юлия Каландаришвили. – С одной стороны, это еще совсем ребенок, а с другой – человек, начинающий взрослеть. Появляются рефлексия, самоирония – главные, на мой взгляд, свойства человека. Девятилетнего ребенка можно застать и кушающим песок в песочнице, и размышляющим о смысле жизни – и то, и другое нормально, и этот контраст мне очень интересен».

Малая сцена выбрана для спектакля не случайно – герои находятся близко к зрителю, и это дает возможность следить за всеми их переживаниями, «участвовать» в происходящих с ними событиях. Оригинальные декорации, характерные словечки, интонации и шутки, узнаваемые характеры и ситуации наверняка найдут отклик и у тех самых юных зрителей, и у их родителей и учителей. И, возможно, кому-то этот веселый и непростой спектакль поможет лучше понять себя и друг друга.

Теги: премьера, спектакль, Театр для детей и молодежи, ТЮЗ
Светлана Гришина

Новости по теме