12+

Эскиз променад-спектакля по дневникам Ольги Берггольц показали в Вологодском драмтеатре

Эскиз спектакля «Берггольц. Вопросы» представила режиссер София Капилевич из Санкт-Петербурга. Спектакль основан на дневниках поэтессы Ольги Федоровны Берггольц – записях ошеломляющей силы и откровенности о тяжелых и страшных временах советской истории: репрессиях, блокаде и войне.

Жанр променад-спектакля, или иммерсивного спектакля, уже известен вологодской публике. Он включает в себя элементы спектакля, экскурсии и квеста, позволяя зрителю глубже погрузиться в историю, стать участником событий. Интерьеры драмтеатра превращаются в декорации спектакля, перекликающиеся с темами дневников Берггольц: с одной стороны – советский лоск и пафос официальной пропаганды, с другой – тюремный холод и ужасы блокадного Ленинграда. Длинные коридоры, гримерки, зрительный зал и даже главная сцена – всё становится местом действия.

Инициатор создания этого спектакля – актриса Вологодского драматического театра Валерия Трунёва, сыгравшая в нем роль Ольги Берггольц. «Давно планировала поставить спектакль, и, наконец, когда я выиграла стипендию СТД (Союза театральных деятелей России – ред.), у меня появилась возможность пригласить режиссера, – рассказывает Виктория. – Действие изначально планировалось как променад-спектакль, потому что в Вологде этот жанр практически не представлен. Времени было мало, мы репетировали по ночам. Ольга Бергольц – это человек, который очень любил идею советской власти, был ее приверженцем. Как человек идейный, она всегда была вместе со страной и стала «музой» блокадного Ленинграда: обращаясь к людям по радио, поднимала их моральный дух, заставляла жить и бороться. Но, несмотря на это, репрессии в ее сторону не прекратились – слишком уж горько она писала о блокаде».

Зрители проживают историю вместе Ольгой Берггольц, взрослеют вместе с ней, видят, как меняются ее мировоззрение и политические взгляды. В отличие от классического театра, героиня находится так близко, что до нее можно дотянуться руками. Благодаря этому абсолютно теряется граница между вымыслом и реальностью, прошлым и настоящим. Променад-спектакль «Берггольц. Вопросы» – это не просто попытка показать творческий путь поэтессы, рассказать современным языком о ее роли в истории страны и Великой Отечественной войны. Создатели спектакля стремились наполнить его аллюзиями на современную Россию.

По словам режиссера Софии Капилевич, выпускницы РГИСИ по курсу А. А. Праудина, эта работа стала для нее серьезным экспериментом: «Мне ближе классическая расстановка ролей, когда артисты играют на сцене, а зрители сидят в зале. Но возможность поработать над променад-спектаклем – это интересный опыт. Режиссура иммерсивного спектакля очень освобождает, потому что можно работать с крупными планами как в кино». Работать с артистами было очень интересно, хотя спектакль пришлось подготовить в очень короткий срок – было всего четыре репетиции и один прогон. «Замысел спектакля рождался неожиданно для меня самой, я бы сказала судорожно, – говорит София Капилевич. – Мне захотелось исследовать тему неразрывного круга в истории. Я говорю не только про политику: здесь и войны, и жестокость, и человеческие грехи. Почему история повторяется, почему мы не учимся на ошибках предыдущих поколений?..»

Зрителям в променад-спектакле отводится особая роль – они тоже по-своему участвуют в происходящем, и задача артистов – выстроить диалог с ними. «Было страшно от того, что на спектакль пришло много людей старшего поколения, которые могли и не принять нашу трактовку дневников Берггольц. Но мне показалось, что ребята артисты как-то смогли переманить зрителей на свою сторону», – делится впечатлением режиссер.

В постановке также приняли участие актеры драмтеатра Михаил Морозов, Диана Кононенко и Александр Большаков, а музыкальное сопровождение подготовил Святослав Оводов. По словам Валерии Трунёвой, после просмотра и одобрения эскиза художественным руководителем театра появится возможность перевода его в полноценный спектакль.

Евгений Кондратов