В этом спектакле Вологодский театр кукол «Теремок» обратился к личности Дионисия, автора фресок собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Выполненные более 500 лет назад, эти росписи вошли в ряд величайших творений человечества и включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. В постановке «Теремка» создатель выдающегося произведения мирового искусства показан как обычный человек, проходящий свой жизненный путь. О биографии Дионисия известно очень немногое, и спектакль смотрится как попытка приблизить творца к нам – сквозь величие созданного им и сквозь время.

Вопрос о вере – сложный и рискованный материал для театра, для кукольного – тем более. Берущийся за эту тему должен соблюсти некий баланс, чтобы, с одной стороны, не уйти в открытое проповедничество (которым, наверное, и не должен заниматься театр), а с другой – чтобы не представить историю духовного пути слишком упрощенно или умозрительно. Существуя в столь узких рамках, режиссер, художник и артисты на протяжении всего спектакля балансируют между житием и лицедейством – в результате появился спектакль очень необычный, спектакль-эксперимент, о результатах которого сразу судить трудно. Однако нельзя не отметить того, чем впечатляет эта постановка.

Артисты и куклы сосуществуют на сцене как равноправные партнеры – ведут диалог и взаимодействуют. Внимание зрителя постоянно переключается с кукол на артистов и наоборот – это придает действию особую динамику и разноплановость. В «кукольных» сценах возникает интересный контраст между маленькими марионетками и фигурами артистов: в этом читается намек на то, что человек, проживая свою жизнь, оказывается ведом высшей силой. Мастерство художника, создавшего выразительных и пластичных кукол, и мастерство артистов-кукловодов достойны восхищения. Каждый из актеров, занятых в спектакле, играет и своего кукольного героя, и «себя самого» – персонажа, который помогает кукле выразить эмоции и переживания. Особенно ярко это проявляется в динамичных сценах – например, в сценах колядования, тушения пожара в келье, поиска минералов для красок, а также в драматической иллюстрации к чину «Пещного действа» – рассказу о чудесном спасении из огненной печи трех отроков-христиан.

«Этот спектакль – своеобразная рефлексия по поводу того впечатления, которое произвели на меня фрески собора Рождества Богородицы в Ферапонтове, где я побывал два года назад», – замечает режиссер Олег Жюгжда. Для того чтобы показать, в какой среде формировалась личность Дионисия, что его воспитывало, в спектакле звучат народные песни, духовные песнопения, фрагменты текста из чина «Пещного действа» и наставления Дионисия Фурноаграфиота, теоретика иконописи. «Театр кукол и древнерусская живопись созвучны, – полагает директор театра Елена Бухарина. – Фрески и иконы полны символов, и кукольный театр – тоже во многом театр символов. Самой главной в нашем спектакле является мысль о том, что человек жил по вере и как верил, так и творил».

Сложность, неоднозначность, большой содержательный потенциал и особенности сценической трактовки религиозной темы обсуждались накануне на круглом столе «Потенциал христианской культуры и современный театр». Дискуссия, в которой приняли участие театроведы, критики, режиссеры, культурологи и представитель церкви, показала, что эта тема требует глубокого осмысления и большого такта.

Теги: Голоса истории, Теремок
Светлана Гришина, фото Татьяны Гамиловой

Новости по теме