Премьера состоялась в Камерном драматическом театре Вологды 23 апреля. Для Александра это первая работа один на один со зрителем, но первый блин не вышел комом. Для своего монодебюта артист выбрал довольно сложное произведение – первый роман писателя Саши Соколова «Школа для дураков». Главный герой произведения – душевнобольной человек, поэтому неудивительно, что весь его рассказ – это неконтролируемый, беспорядочный поток мыслей. Память героя избирательна, откуда-то из глубины она вытаскивает то один, то другой эпизод своей жизни. И объединяет их лишь одно – непреходящее чувство одиночества.

Кто этот молодой человек? Куда он плывет на своем корабле судьбы по реке Лете? Казалось бы, она должна предать все забвению, но выходит обратное – она навевает воспоминания, вытаскивая из уголков памяти самое дорогое, яркое, заставляя размышлять о сущности человеческой жизни. У главного героя нет имени, зато есть второе «я», воплощенное режиссером в большую мерцающую тень. Эта игра с тенью – удачная творческая находка, позволяющая открыть зрителю две сущности героя, как олицетворение светлого и темного начала в каждом из нас. Его «друг» – тень преследует героя по пятам: всегда рядом и знает о нем практически все, именно с ним главный герой может быть откровенен. Он и боится его, и в тоже время радуется его появлению, скрашивающему одиночество. Но и от него у героя есть тайны, как например, любовь к своей учительнице биологии Вете Акатовой. Герой разговаривает с матерью, с бывшей (как сам называет, ибо так мягче звучит) бабушкой, доктором Заузе, умершим преподавателем Павлом Норвеговым, академиком Акатовым… Но, конечно, самая важная беседа – с самим собой. У героя свой, пусть и слишком скромный жизненный опыт, у него есть мечта, планы на будущее, но осуществится ли все это? Он сам себе отвечает: «Ничего подобного не случится, ибо вы же сами догадываетесь, вы и другие учителя, мы никогда не станем никакими инженерами, потому что мы все ужасные дураки». Но в его словах слышится явный протест, а в нескончаемом потоке обрывков воспоминаний постоянно всплывают такие глубокие философские размышления, что уже сомневаешься, есть ли у героя душевная патология. А порой даже возникает ощущение, что он единственный здравомыслящий человек – тогда кто же его окружение? И где та грань между вымыслом и реальностью, между нормой и патологией, между человеком и его тенью…

Эти вопросы и ставят перед зрителем режиссер Яков Рубин и актер Александр Сергеенко. Принципиально скромная сценография не отвлекает внимание зрителя, а используемый белый цвет подчеркивает душевную чистоту главного героя. Окружающие его предметы выполняют сразу несколько функций. Скомканные листы бумаги превращаются то в тапочки для детей из специализированной школы, то в бабочек, попавших в коллекцию юноши, а белое колесо на палке становится то сачком, то веслом, то музыкальным инструментом, а то и собачкой прогуливающейся к реке девочки. Вся эта лаконичность в японском стиле, со звучащими фоном восточными мотивами, по словам создателей спектакля, необходимы для того, чтобы не нарушить диалог зрителя и героя. Он немного даже напоминает Пьеро: те же белые одежды, печальный взгляд больших глаз; объединяет их и пережитое чувство неразделенной любви, непонимание со стороны окружающих и одиночество.

Актер Александр Сергеенко рассказал, почему выбрал для постановки это сюрреалистичное произведение. «В нем много глубоких мыслей, которые задевают за живое, заставляют задуматься о важных вещах. Мне захотелось «оживить» роман, высказать со сцены все, что накипело в душе после его прочтения. Мой герой очень беззащитный, легкоранимый, он остро чувствует все, что с ним происходит, но это не делает его жестоким, а вопреки всему учит любви. Пусть весь мир считает его ненормальным: может быть, все наоборот?».

Поразмышлять вместе с актером над судьбой героя спектакля «Школы дураков» Камерный драматический театр приглашает 24 апреля и 27 мая.

Теги: Камерный драматический театр, Александр Сергеенко
Ирина Сорокина

Новости по теме