Не все зрители поняли, что этот спектакль отличается от обычного и действие начинается еще до входа в зрительный зал. Пришедших посмотреть «Процесс» довольно долгое время томили в коридоре, вызывая по одному на «допрос» по делу Йозефа К., о котором они не имели представления. Как потом выяснилось, не имел представления о процессе по своему делу и сам герой, но это и не предполагалось: ведь, как выяснилось, процесс существует независимо от участников и живет по собственным законам. Можно попытаться их изменить или покинуть мероприятие – процесс будет идти своим чередом.

В минувшую пятницу в здании областной библиотеки вологодский ОккервильТеатр представил на суд зрителей окончательную версию site-specific спектакля «Процесс» по роману Франца Кафки. «Окончательную» – потому что двумя месяцами ранее в областной же библиотеке был представлен первоначальный эскиз этого спектакля, ставший итогом второй лаборатории проекта «Где театр?», реализуемого на средства гранта Президента РФ. 

Тем, кто читал роман Кафки, станет понятно, что только за одно смелое решение поставить по этому тексту спектакль, можно снять перед театром шляпу. Но режиссеру и актерам удалось не только поэкспериментировать со сложным материалом, но и создать целостное художественное высказывание – стильное, порой шокирующее, порой вызывающее недоумение или улыбку – но целиком соответствующему стилистике и мотивам философа Кафки: абсурдности, экзистенциальному беспокойству, отчуждению и вине.

Все происходящее – причудливая смесь реальности и ирреальности, вызывающее неосознанное беспокойство и тревогу у зрителя.

Сюжет спектакля «Процесс» можно передать в нескольких предложениях, но далеко не он является доминантой постановки. Главный герой Йозеф К. является в суд, чтобы выяснить, в чем его обвиняют. Вместо этого он попадает в молох Процесса – бессмысленной и беспощадной бюрократической машины, где уже не важно, кто он, зачем явился, виноват ли. Буднично «перерабатывая» (и «выплевывая») Йозефа, Процесс продолжает свое существование дальше, ожидая новых жертв, которые не замедляют появиться.

Интересно сценическое решение спектакля, подсказанное лабораториями физического театра, проводимых в рамках выигранного ОккервильТеатром президентского гранта. Здесь больше важно не «что», а «как» всё происходит: жесты, движения, перемещения актеров, скоординированность их действий. Актеры находятся на расстоянии вытянутой руки от зрителя, а порой – среди зрителей, растворяясь в них, делая их соучастниками происходящего. «Смотрите, это же Йозеф К.!», – неожиданно шепчет на ухо зрителю один из работников судебной канцелярии. И зрители поневоле начинают ощущать себя участниками абсурдного Процесса.

В окончательной версии спектакля (по сравнению с эскизом, представленным в ноябре 2019-го) чуть изменился состав актеров и более глубоко продумана концепция постановки. «Мы добавили некоторые сцены, доработали линию и Фемиды и Студента, ввели нового персонажа – Конферансье. В целом более подробно проработали образ каждого персонажа, выстроили четкую музыкальную партитуру и рисунок спектакля, выровняли темп, доработали хореографию и костюмы», –рассказал режиссер постановки, художественный руководитель ОккервильТеатра Николай Смирнов.

Главного героя Йозефа К. в спектакле исполнил вологодский актер Игорь Ломанович, который недавно влился в труппу ОккервильТеатра. Хореографом спектакля выступил Денис Шевелев, композитором и автором текстов к песням – Егор Ефремов.

«Процесс» заявлен как site-specific спектакль, это значит, что он проходит в изначально нетеатральном пространстве, приспосабливая это пространство под свои (театральные) задачи. В данном случае таким пространством стала библиотека. Это первый опыт подобного спектакля в Вологде. «Для нас было важно, чтобы было много коридоров и кабинетов. Зрители у нас становятся просителями, ожидающими очереди, иногда мы вызываем их в кабинеты. Некоторые подолгу сидят в коридоре (библиотека предоставила нам целый этаж.) Мы заседаем в кабинетах. Когда дело доходит до спектакля, пришедшие уже полностью погружены в ситуацию Йозефа К.», – рассказал Николай Смирнов.

По словам руководителя постановки, спектакль теперь вошел в постоянный репертуар театра и будет играться с определенной периодичностью. Следите за новостями в группе ОккервильТеатра.

Сюжет 35ТВ, посвященный постановке:

Теги: ОккервильТеатр
Елена Легчанова

Новости по теме