12+

Новогодние праздники – последняя возможность для вологжан полюбоваться фотовыставкой «Свет фресок Дионисия»

Выставка фотографий «Свет фресок Дионисия» работает Юго-Западной башне Вологодского кремля. В экспозиции представлено около 90 работ известного фотохудожника Юрия Холдина – уникальные фотографии фресок выдающегося русского изографа конца XV – начала XVI веков Дионисия из собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Благодаря сохранившимся фрескам ансамбль Ферапонтова монастыря включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО и в Свод особо ценных объектов народов России. Выставка работает до 8 января.

Юрий Холдин – московский фотохудожник и издатель, член Союза кинематографистов России и Международного художественного фонда, с 2005 по 2007 – президент фонда «Фрески Руси». Фотопроекту, главным «действующими» лицами которого стали фрески Дионисия, автор посвятил 12 последних лет своей жизни. Побывав в Ферапонтовом монастыре, а затем внимательно изучив существующие издания, посвященные фрескам, Холдин был потрясен несопоставимостью увиденного в храме «вживую» и того, что предлагала полиграфия. Налицо был тот факт, что к работе с уникальным памятником никогда не привлекали профессиональных фотохудожников, способных максимально точно – колористически и пространственно – передать красоту и величие росписей иконописца. Чаще всего фотографии носили утилитарный характер, обслуживая труды искусствоведов. Холдин загорелся идеей показать посредством фотографии фрески Дионисия максимально приближенными к оригиналу. С 1995 и до своей смерти в 2007 году (Холдин погиб во время фотосъемки, упав с 11 этажа собственного дома из-за обрушения карниза) фотограф работал над этим проектом. 5 лет подряд несколько раз в год он приезжал в монастырь – при этом работа его носила чисто подвижнический характер.

Фотопроект, посвященный фрескам Дионисия, стал на самом деле новым словом в искусстве художественной фотографии. Подобный подход к съемке фресок был применен впервые. В отличие от большинства фотографов, снимающих произведения искусства в основном ночью, при искусственном освещении, Холдин хотел передать камертон полуденного освещения, при котором обычно совершается литургия. Естественно, снимать постоянно в полдень фотограф не мог, и ему приходилось находить особые приемы, выстраивать сложные схемы управления светом, чтобы заставить пленку «видеть» полуденные цветовые гаммы.

Уникальность фотовыставки «Свет фресок Дионисия» в том, что здесь можно увидеть фрески как бы глазами самого Дионисия. Многие фресковые композиции расположены на большой высоте, в том числе сферические, объемные изображения, и, стоя на полу храма, посетитель никогда не увидит их без пространственных искажений. Юрий Холдин под каждую фреску выстраивал индивидуальные леса, занимался поиском единственно правильной точки съемки, чтобы на фотографии фреска смотрелась так же объемно, как в реальности, но при этом не искаженно. В итоге фотохудожник смог создать на плоскости трёхмерное пространство, целостный образ как отдельных фресковых композиций, так и всего собора.

График работы музеев в новогодние праздники

Елена Легчанова