Федеральное государственное учреждение культуры, музей-заповедник располагается на территории Кирилло-Белозерского монастыря – крупнейшего в Европе монастырского комплекса, основанного в XIV веке. Филиалом музея-заповедника является Музей фресок Дионисия, находящийся в Ферапонтовом монастыре. Ансамбль монастыря с фресками Дионисия в соборе Рождества Богородицы включен в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Это уникальный по целостности и сохранности образец древнерусской монументальной живописи. Также в состав музея-заповедника входит церковь Ильи Пророка в Цыпино.

Генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов в интервью ТАСС отметил, что до недавнего времени у музея были идеальные отношения с церковью. В 1988 году храмы с Надвратной церкви Ферапонтова монастыря были переданы в пользование сельской православной общине. В 1995 году был передан Ивановский монастырь – Ивановская часть Кирилло-Белозерского монастыря. Позже монастырю была отдана церковь Кирилла в Кириллове, в которой находятся мощи преподобного Кирилла, там совершаются регулярные богослужения. Несколько лет назад были подписаны договоры с приходом в Ферапонтове и с монастырем в Кириллове, по которым в теплое время года на воскресные и праздничные богослужения предоставлялся в Кириллове Успенский собор – главный храм монастыря, а в Ферапонтове – церковь Мартиниана.

Летом этого года музей получил три уведомления с просьбами передать церкви ряд монастырских зданий в Кириллове и Ферапонтове. Это надвратные церкви Ферапонтова монастыря (приход также просит музей прекратить их оперативное управление), церковь Мартиниана и Казенная палата Ферапонтова монастыря, а в Кирилло-Белозерском монастыре – стены, окружающие Ивановский монастырь, и братские кельи.

У музея есть серьезные возражения по всем этим позициям. Так, входные ворота Надвратных церквей – единственный вход на территорию монастырского ансамбля в Ферапонтове. Церковь Мартиниана имеет общую стену с собором Рождества Богородицы, и постоянные богослужения в этой церкви приводят к изменению температурно-влажностного режима в соборе, что может губительно сказаться на состоянии фресок. Казенная палата – уникальный памятник гражданской архитектуры XVI века; это изначально холодное помещение, в котором нет никаких коммуникаций и менять назначение которого нельзя. Стены Ивановского монастыря в Кириллове находятся в остро аварийном состоянии, поэтому ранее была достигнута договоренность, что они остаются в зоне ответственности музея. В братских кельях находятся все жизненно-важные структуры музея-заповедника, в том числе фондохранилище, реставрационные мастерские, кабинеты всех сотрудников, пост охраны, кочегарка, отапливающая весь комплекс. Лишившись братских келий, музей-заповедник не сможет дальше функционировать.

О спорной ситуации уже известно Союзу музеев России во главе с директором Государственного Эрмитажа Михаилом Пиотровским. Генеральный директор Кирилло-Белозерского музея-заповедника Михаил Шаромазов убежден в необходимости искать компромисс, который устроит обе стороны – и музейное сообщество, и церковь. По его данным, за последние четыре года в реставрацию объектов музея вложено около 1 млрд рублей. Однако объекты нужно и дальше содержать, чтобы сохранить древние здания, иконы и фрески.

Теги: Кирилло-Белозерский музей-заповедник, рпц
По материалам ТАСС

Новости по теме