Тридцатилетний череповчанин перестал видеть в детстве: в возрасте пяти лет перенес ангину, которая дала осложнение на глаза, и, несмотря на несколько операций, к семи годам ослеп. Николай научился жить с этим, и жить успешно. Закончив учебу в Грязовецкой школе-интернате для слепых и слабовидящих, он занялся спортом – играл в футбол для слепых, получил звание мастера спорта и был капитаном собственной команды, которая даже выступала за сборную России. В условиях экономического кризиса команду пришлось распустить, и Николай поступил учиться на массажиста в медицинский техникум в Санкт-Петербурге. До ухода в академический отпуск он за время учебы успел изучить Петербург так, что мог свободно ориентироваться и передвигаться по городу, а также успел поработать экскурсоводом в интерактивном пространстве.

Николай Пепень уверен, что потеря зрения – это не приговор и не препятствие к активной и интересной жизни, он находит в себе силы помогать другим и заниматься собственным делом. В том, что это вполне возможно, убеждает и его собственный опыт, и опыт известных людей, утративших способность видеть, но не потерявших веру в себя и стремление действовать. Ведь и белую трость, ставшую знаком незрячего человека, и рельефно-точечный шрифт изобрели именно незрячие люди – англичанин Джеймс Бигз и француз Луи Брайль, ослепшие в результате несчастных случаев.

При поддержке друзей Николай осуществляет собственный социальный проект: им создана автономная некоммерческая организация Информационно-досуговый центр «Экскурсии в темноте “Мир без света”». Проект предполагает создание такого места, где незрячие и слабовидящие могли бы встречаться для решения своих проблем, для общения и досуга, а здоровые люди могли бы прикоснуться к тому, как ощущают мир слепые, понять, насколько им важна поддержка и какой она может быть. Интерактивное пространство будет состоять из двух частей: первая – музей, где посетителям расскажут, как живут люди, имеющие проблемы со зрением, вторая – «мир в темноте», абсолютно темный зал, где воссозданы обстановка жилой комнаты, кафе, супермаркета и парк. При помощи гида зрячие люди попробуют ориентироваться в привычной среде, не видя ее.

Помимо работы над созданием интерактивного пространства, Николай Пепень проводит специальные экскурсии по городу (в Череповце они идут часто, а осенью прошлого года такая экскурсия прошла и в Вологде). Востребованы и его занятия в школах – их он называет «уроками толерантности». На днях такие уроки были проведены в седьмых классах вологодской школы № 41. Из Череповца в Вологду Николай приезжает самостоятельно, а здесь ему помогают сотрудники турфирмы «Перекресток», поддерживающей его проект.

Николай вкратце рассказал семиклассникам историю своей жизни, учебы и спортивных побед. Ребята полистали книги, напечатанные шрифтом Брайля – это огромные тома, не похожие на обычные печатные книги. Помимо них, незрячие пользуются рельефными иллюстрациями и рельефными инструментами, например, линейками. «Я изучал в школе все те предметы, которые изучаете и вы, – говорит Николай. – И алгебру, и физику, и химию, и географию, и черчение, и русский язык. Правда, учебники, напечатанные шрифтом Брайля, переиздаются редко, и у нас часто был один учебник на двоих – уроки приходилось делать по очереди. В классе у нас было 12 человек – четверо слепых и восемь слабовидящих, и мы жили, как и обычные дети – учились, общались, играли, дружили».

Для письма шрифтом Брайля есть прибор – пластинка с отверстиями, в которой зажимается страница тетради. Пишутся буквы справа налево специальным грифелем, а читается такой текст с обратной стороны. Семиклассники познакомились с брайлевским алфавитом, попробовали читать и писать. Последнее оказалось трудным: Николай в итоге не смог прочесть написанное ребятами, но тем большее восхищение у них вызвало его умение писать точно и быстро.

Подростки могли наблюдать, как незрячий человек пользуется компьютером и мобильным телефоном: на них установлены специальные программы с синтезатором голоса, который озвучивает все действия пользователя и описывает то, что изображено на фотографиях. Николай активно пользуется соцсетями, и то, как быстро он набирает текст, тоже внушило уважение зрителям. Незрячие и слабовидящие могут смотреть телевизор, только для этого нужны фильмы с тифлокомментарием – закадровым голосом, который комментирует все действия героев. Такие фильмы сейчас озвучивают в основном любители, выкладывающие их в интернет.

С инициативой провести у семиклассников урок толерантности выступил родительский комитет класса, администрация школы поддержала эту идею, предоставив кабинет в учебное время. С Николаем Пепенем пообщались ученики всей параллели седьмых классов. Школьники активно интересовались тем, как живет незрячий человек. Каково ему передвигаться по городу? Как он выбирает себе одежду? Как он покупает продукты и готовит себе еду? Удобно ли иметь собаку-поводыря? Есть ли какие-то сообщества, объединяющие незрячих людей? Можно ли незрячему устроиться на работу? Обо всем этом Николай рассказывал на примере собственной жизни. Ребята попробовали ходить с тростью, надев повязку на глаза, – все убедились, что это трудно. По окончании занятия они поделились впечатлениями: «Ощутить себя в положении незрячего – это полезный опыт, начинаешь понимать, каково это – ничего не видеть», «Ходить с тростью очень сложно и непривычно, а в какой-то момент мне стало страшно», «Жизнь слепого человека показалась мне очень трудной, поняла, что потерять зрение – это большое горе. Надо беречь свое здоровье, а незрячих людей уважать и быть к ним добрее».

Информацию об экскурсиях Николая Пепеня, а также о развитии проекта интерактивного пространства можно найти в группе «Экскурсии в темноте “Мир без света”».

Теги: николай пепень, инвалиды
Светлана Гришина

Новости по теме