12+

Проект «Беловский круг» представляет: 10 фактов о роли Александра Твардовского в жизни писателей-деревенщиков. К 110-летнему юбилею «отца» Василия Теркина

В день начала Великой Отечественной войны проект «Беловский круг» рассказывает о 10 важных фактах жизни и творчества одного из самых известных советских поэтов-фронтовиков – Александра Трифоновича Твардовского. Накануне, 21 июня, исполнилось 110 лет со дня его рождения.

Во время войны Твардовский работал военным корреспондентом во фронтовых газетах, публиковал в них стихи и очерки. Лирику военных лет поэт называл «фронтовой хроникой». Самое известное произведение Твардовского – поэма «Василий Теркин», написанная на фронте. Она превратила Твардовского в культового военного литератора и принесла ему заслуженные награды – орден Отечественной войны II степени и Сталинскую премию.

Александр Твардовский дважды был главным редактором журнала «Новый мир»: в 1950-54 и 1958-70 годы. После XXII съезда КПСС «Новый мир» стал символом «оттепели», «шестидесятничества». В нем впервые был опубликован рассказ Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича»; печатались произведения Федора Абрамова, Василя Быкова, Бориса Можаева, Юрия Трифонова, Юрия Домбровского.

10 фактов о роли Александра Твардовского в жизни писателей-деревенщиков

Первый поэт страны

Твардовский в Советском Союзе был самым известным поэтом, прославившимся еще в годы ВОВ. Он дружил с самыми авторитетными людьми государства, его архивы хранят память о встречах с Хрущевым, Жуковым, Гагариным, поэтами Исаковским, Маршаком, Михалковым, прозаиками Симоновым, Астафьевым, Абрамовым, Носовым и другими.

Придумал «малую родину»

Именно Твардовский придумал термин «малая родина». В 1950-е он писал: «У большинства людей чувство родины в обширном смысле – родной страны, отчизны – дополняется еще чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краев, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей – пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, а с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой родине, что обнимает все малые и в великом целом своем – для всех одна».

Способствовал появлению понятия «деревенская проза»

Твардовский, будучи редактором «Нового мира», давал возможность писателям публиковать правдивые произведения о деревне. Именно при нем литературные критики «Нового мира» теоретически обосновали понятие «деревенская проза» (работы И. Дедкова, И. Виноградова).

Давал «деревенщикам» дорогу к читателям

На страницах журнала «Новый мир» впервые увидели свет многие произведения «деревенской прозы»: «Не ко двору» В. Тендрякова, «Вологодская свадьба» А. Яшина, «Из жизни Федора Кузькина» Б. Можаева, «Две зимы и три лета» Ф. Абрамова, «Плотницкие рассказы» и «Бухтины вологодские» В. Белова, «На Иртыше» С. Залыгина, рассказы В. Шукшина, Е. Носова.

Опубликовал «Вологодскую свадьбу» Александра Яшина

Твардовский помог Александру Яшину опубликовать в 1962 году повесть «Вологодская свадьба» в журнале «Новый мир» – как раз в тот период, когда Яшину не давали широко выступать с мыслями и текстами о трагической судьбе русской деревни. Повесть вызвала волну полемической критики за «безотрадную картину жизни деревни» и «полную неправду». После публикации очерка в «Комсомольской правде» было опубликовано фальсифицированное письмо-ответ земляков, а в журнале «Октябрь» – статья, обвиняющая автора в очернении крестьянской деревни.

Печатал, но не любил Василия Шукшина

Семь новомирских публикаций сделали имя Василию Шукшину в писательской среде. В журнале были опубликованы самые известные его рассказы: «Срезал», «Миль пардон», «Степка», «В профиль и анфас», «Думы», «Хахаль». В «Новом мире» писателя опекала легендарный редактор Ася Берзер. Однако с главным редактором Твардовским отношения Василия Макаровича не сложились. Романы «Любавины» и «Я пришел дать вам волю» в «Новом мире» не были напечатаны.

Знакомство с Василием Беловым

Василий Белов знал наизусть текст поэмы Твардовского «Василий Теркин». Это во многом определило исход встречи писателей во время их первого знакомства. Белова с Твардовским познакомил Александр Яшин. При встрече Александр Трифонович был ошеломлен беловским знанием «книги про бойца».

Дал героя

В детстве от отца Василий Белов узнал о Теркине и впечатлился. Позже он в интервью Бондаренко сказал: «Это ведь и есть главное в литературе – дать своего героя. Чтобы читатель не тебя знал, а героев твоих. Сам писатель на первый план не должен выходить».

Отклонил «Привычное дело»

В 1965 году Белов, осознавая, какое сильное произведение написал, направил «Привычное дело» в журнал «Новый мир», Твардовскому. Но Твардовский побоялся печатать повесть, не желая, чтобы редакцию обвинили в клевете на жизнь советских колхозов. А Белов не отступил и отправил рукопись в журнал «Север»: «Если хочешь сделать что-то настоящее, если замахнулся на громадное, обязательно надо быть дерзким».

Федор Абрамов о значении личности Твардовского

Из современников, пожалуй, только Федор Абрамов точно осознал особое место Александра Трифоновича Твардовского в русской культуре ХХ века, отметив его государственный и державный масштаб: «Что выделяло его из других?.. Государственность мышления. Тут он больше всего схож с Пушкиным. И то, что Твардовский стал редактором (держался за журнал), шел на унижения, терпел, – это объясняется прежде всего этой особенностью его склада... Отличие от всех – государственник... Твардовский как общественный деятель, как организатор литературы, как редактор в каком ряду стоит? Отдаем ли мы отчет? Пушкин, Некрасов, Толстой, Горький»…

Эльвира Трикоз, научный сотрудник Музея-квартиры В.И.Белова