12+

Великую пятницу Кирилло-Белозерский музей-заповедник показывает в сюжетах редких экспонатов XVIII-XIX столетий

Великая пятница считается особым днем Страстной недели. В этот день верующие вспоминают страдания распятого Иисуса Христа. Распятие Христа является одной из центральных тем во всём христианском искусстве. Фонд Кирилло-Белозерского музея-заповедника хранит множество памятников древнерусского искусства разных веков, связанных с этим сюжетом.

На официальном сайте kirmuseum.org и в социальных сетях сотрудники музея сегодня опубликовали редчайшие экспонаты, рассказывающие историю распятия Христа.

Среди экспонатов – икона начала XVIII века «Распятие», под изображением которой на фоне позема слева белилами написано в одну строку: «П [исал?] Якав Иванов»; памятник деревянной пластики «Распятие с предстоящими», резное изображение Спасителя – «Христос в Темнице» XVIII века, а также евлогия – резная голгофа в стеклянном сосуде второй половины XIX века!

«Больше всего из памятников деревянной пластики до нашего времени сохранилось именно распятий. Не исключено, что здесь оказало влияние не только массовое производство этого вида скульптуры, но и ее легитимность, признание церковными канонами. Существует предположение, что одни из первых больших известных распятий в России относятся к началу или середине XIV века, таким примером служит церковь Никольского погоста Ростовского уезда, – рассказывает сотрудник научного отдела Кирилло-Белозерского музея-заповедника Елена Щурина. – Фигуру Христа обычно выполняли в высоком рельефе, обнаженной, с препоясанием. Композиция могла усложняться дополнительным включением в нее образов благословляющего Саваофа и голубя как символа Святого Духа».

В XV−XVI веках в русских храмах возникли голгофы – распятия с предстоящими у креста, привнесенные с западного искусства. Одна из ранних голгоф была изготовлена для московского Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Как правило, в числе предстоящих находились Богоматерь, Иоанн Богослов, Мария Магдалина, сотник Лонгин. Позднее число их увеличилось, оно могло насчитывать до 12 персонажей и включать фигуры ангелов. Размер скульптуры предопределял ее применение. Монументальные распятия устанавливали на полу в храме или возносили в навершие его иконостаса. Миниатюрные композиции размещали на панихидном столике, в киотах вместо икон.

Кирилло-Белозерский музей-заповедник хранит несколько резных изображений распятого Христа, выполненных в XVIII−XIX веках. Резчики мастерски передают сопереживание, эмоциональность и глубину чувств этой трагической сцены. Произведения отличаются особенностями передачи изображенного ‒ весьма условными, без точной передачи строения человеческого тела или натуралистичными, с проработанными деталями.

«В стиле народного примитива наивно и со значительной экспрессией в уплощенном объеме выполнена небольшая и компактная композиция «Распятие с предстоящими» XVIII века, вероятно, поступившая из Казанского собора города Кириллова. Практически стоящим на кресте изображен Христос, следы истязаний наглядно представлены на его теле. На страдальческом лике Иисуса отображены мучения, которые он испытывает. Трагизм происходящего дополняют образы предстоящих. Их эмоциональное состояние отчетливо читается на ликах, в жестах рук и подчеркивается подвижными складками одежд», ‒ описывает произведение Елена Щурина.

Произведения, представленные Кирилло-Белозерским музеем-заповедником, отличаются тончайшей работой. Евлогия XIX века до сих пор заставляет посетителей задуматься, каким образом она была создана.

Изготовление сложнейших религиозных сцен внутри стеклянных бутылей чрезвычайно трудоемко в исполнении, требовало от мастера невероятной кропотливой и точной работы: сначала в подгонке многочисленных мелких деталей, а затем в их размещении. Научные сотрудники Кирилло-Белозерского музея-заповедника объясняют, что, собирая объемную икону, мастер протаскивал с помощью инструментов тончайшие заготовки через узкое горлышко бутыли-штофа и соединял их вместе внутри сосуда.

В настоящее время такие изделия, удивляющие своим видом, достаточно редки и особо ценятся искусствоведами и собирателями.

Кирилло-Белозерский музей-заповедник