7 октября известному художнику Олегу Бороздину (1929-2016) исполнилось бы 90 лет.

Родился Олег Александрович Бороздин в октябре 1929 года в поселке Няндома (ныне Архангельской области, а тогда – Северного края). В раннем детстве, в тяжелые предвоенные годы, начал заниматься живописью. После войны – с 1948 по 1954 гг. – успешно учился в Ярославском художественном училище. В 1955 году, женившись, переехал жить и работать по заказам Художественного фонда РСФСР в Вологду. На индивидуальное творчество в 1950-70-е году у художника было не так много времени. Не случайно только в 1990 году Олег Бороздин проводит первую персональную выставку, которая приносит ему настоящий успех. С 1990-х о художнике узнают искусствоведы, музейные сотрудники, профессиональные коллекционеры, любители живописи далеко за пределами области. Его работы попадают в государственные собрания музеев и галерей Вологодской, Архангельской, Московской областей, в частные коллекции, в том числе зарубежные. Через 12 лет, в 2002 году, Бороздину было присвоено звание «Заслуженный художник России».

Художник работал в традициях русской реалистической живописи (вместе с художниками: В. Страховым, Е. Соколовым, В. Сысоевым, В. Латынцевым, Е. Гусевым и др.). В ранних работах отражал советскую жизнь страны, позже в пейзажах и натюрмортах тихую природу северного края, в портретах – внутренний мир человека. Писал сложные сюжетно-тематические картины, трогательные и проникновенные женские портреты, выступал в качестве иллюстратора книг в Северо-Западном книжном издательстве. Им был создан ныне широко известный портрет писателя-земляка Василия Белова, написанный к 70-летию писателя по просьбе мецената из Череповца Евгения Лунина.

Олег Александрович знал нрав Василия Ивановича еще с тех пор, когда оформлял первую поэтическую книгу В. И. Белова «Деревенька моя лесная» (1961), позже дружба и сотрудничество продолжились – при создании портрета в 2000-2001 гг., когда Белов ходил к художнику для позирования. Позже работы Олега Бороздина не раз использовались в поздних книгах писателя: «Душа бессмертна: книга рассказов» (2017), собрании сочинений (2011).

Писатель и журналист Геннадий Сазонов вспоминал в статье о Бороздине «Природа для меня учитель!», как создавался портрет Белова. Белов не собирался позировать: для него это было сродни тому, что сидеть без дела. «Один сеанс, значит, рисует Бороздин Белова, второй, третий. Мимика у Белова подвижная, трудно ухватить «определённое состояние». Художник сделал наброски углем, пора бы переходить к краскам, но он чувствовал, что не ухватил в Белове что-то главное. И тогда, как-то исподволь, Олег Александрович стал вспоминать о Няндоме, о своём военном детстве, о встрече в Архангельске со знаменитым художником и сказочником Степаном Писаховым, о матери, уроженке Вологодчины. Белова это тронуло, он успокоился, слушал рассказ Бороздина молча, внимательно. А художнику только этого и надо было! Наконец-то, ему удалось «поймать» то единственное выражение лица писателя, которое, собственно, и «сделало» весь портрет. Когда работа была закончена, Ольга Сергеевна, супруга писателя, воскликнула: «Сколько его не писали, этот портрет – самое-самое! <...> Василий Иванович взглянул на полотно, скромно добавил: «Похож!» – пишет Геннадий Сазонов.

В дни написания портрета В. И. Белова в гостях у художника не раз была Людмила Ефремова, филолог, поклонник творчества Олега Александровича, ныне сотрудник Госархива. Она вспоминает: «Я была очевидцем создания беловского портрета.... Помню, что художник трепетно относился к заказу. Мольберт с холстом стоял в большой комнате, где просторно и тихо, дверь прикрывалась на время сеанса. Белов тоже был серьёзен и немного скован. Не любил он это дело... Но ходил пунктуально, позировал. Был немногословен. Бороздин, мне кажется, гордился этой работой».

Василий Белов близко познакомился с художником как раз в 2000-х годах. Тогда Бороздин подарил художнику свой каталог работ, подписав: «Глубоко уважаемым Ольге Сергеевне и Василию Ивановичу с пожеланиями добра и лада в жизни. 8 октября 2001 г.» Ныне этот каталог хранится в мемориальной библиотеке писателя. Позже, в 2002 году, художник подарил две свои работы семье Беловых: натюрморт «Васильки» (1995) Ольге Беловой, пейзаж с автографом «Зимний лес» (2001) Василию Белову к 70-летию.

Теги: беловский круг
Эльвира Трикоз, Музей-квартира В. Белова

Новости по теме